Гарантия успеха

Многие люди ищут верного пути к успеху, серебряную пулю, которая устранит все препятствия и поможет достичь цели наиболее быстро и эффективно. Однако, жизнь показывает, что дороги, по которым идёт человек, извилисты и туманны, и никто не может дать гарантий, что успех придёт в обозримом будущем или вообще когда-либо. Есть множество историй непризнанных гениев, труды которых были открыты после их смерти, а при жизни эти великие писатели, художники, изобретатели, мыслители, святые были незаметны, бедны, одиноки. Анонсированное 3 года назад на MIT Review исследование Алессандро Плучинно (Alessandro Pluchino) из итальянского университета Катании (University of Catania) статистически показывает, что успех и богатство зачастую не результат таланта, высокого IQ или профессионализма, а плод удачного стечения обстоятельств (посмотреть и скачать текст исследования можно здесь). Конечно, определённый уровень образования и навыков необходим для того, чтобы воспользоваться случаем, но вот сам случай – это то, что не поддаётся контролю. Можно попытаться увеличить свои шансы, находясь в определённом сообществе, но 100% гарантии на успех никто не может дать, а, следовательно, и ожидать. Западное общество пронизано верой в достойное воздаяние за тяжкие труды и время, потраченное на развитие своей карьеры. Но обоснована ли эта вера? Впрочем, вера не требует доказательств, однако, за много лет до итальянских исследователей один пожилой человек понял то же самое, пройдя времена упорных усилий и разнообразных развлечений, времена, посвящённые познанию мудрости и использованию её.

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.
Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
(Книга Екклесиаста 9:11-12)

Царь Соломон, наиболее вероятный автор книги Екклесиаста, был человеком, который знал многое про успех. Он был успешен финансово, интеллектуально, социально, политически, физически, духовно, но итогом его жизни стало понимание, что по большому счёту погоня за успехом — это попытка поймать ветер. Богатство, слава, здоровье и сама жизнь могут исчезнуть внезапно, а их достижение может иметь слишком высокую цену. Но самое главное в этом то, что никто не может гарантировать человеку успех даже в случае благоприятных обстоятельств и тяжёлого труда. В тексте, который мы прочитали ранее, говорится о том, что является определяющим для успеха – время и случай. Более того, человек не может с уверенностью определить, когда наступит время для хорошего или для плохого, зачастую это совершенно неожиданно. Победы, богатства и слава зачастую достаются не тем, кто этого действительно заслуживает или обладает необходимыми навыками.

Для того, чтобы лучше понять эту мысль, сначала вкратце рассмотрим всю книгу Екклесиаста и место, в котором располагается этот текст. В начале книги Соломон задаётся главным вопросом, который он пытается разрешить: “Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” (1:3). Поначалу кажется, что он приходит к выводу, что никакой пользы нет, и всё – суета, погоня за ветром, который ускользает из рук. Но если читать более внимательно, трудно не заметить, что на протяжении всей книги израильский царь говорит о том, что человек и его дела находятся под контролем Божьего промысла – именно Бог даёт богатство и успех, именно Он даёт человеку таланты и возможности их реализовать, именно Он закрывает некоторые пути и препятствует осуществлению некоторых планов, именно Он даёт возможность наслаждаться результатами своего труда.

В 9-й главе, в которой находится рассматриваемый текст, начинается подведение итогов, а именно то, что люди и их дела “в руке Божьей” (9:1). Если что-то получается, значит, Бог помогает – нужно радоваться этому (9:7). В ст.1-12 говорится о том, что все равны перед смертью, это единая участь для каждого человека, поэтому стоит обратить внимание на свою жизнь, потому что, когда она закончится, ничего нельзя будет изменить. С 13-го стиха и во всей 10-й главе мы видим размышления о мудрости и глупости, а также о том, что в мире царит несправедливость – “Невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко” (10:6); финансовые возможности открывают многие двери – “…за всё отвечает серебро” (10:19). Далее опять повторяется мысль, что трудолюбие — это хорошо, но результат нам не может быть известен, потому что мы не можем познать всех путей Божьих, “Который делает всё” (11:5). Итогом книги и ответом на главный её вопрос является финальная фраза “Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека” (12:13).

А теперь вернёмся к двум словам, которыми оперирует Соломон, говоря о непредсказуемости жизни в этом мире – время и случай. Первое слово – время (ивр.эт) – используется в ветхозаветных текстах двояко. Во-первых, оно используется для некоторых периодически повторяющихся или закономерных событиях – время жатвы, время скоту зачинать, время женщине рожать. Во-вторых, оно используется, когда его устанавливает Бог или люди – время для каких-либо событий и явлений – время для встречи, битвы или совещания. И в том, и в другом случае человек не может сказать с уверенностью, что закономерное или установленное событие обязательно произойдёт за исключением тех случаев, когда Сам Бог прямо об этом говорит. Например, время жатвы может и не наступить, если случится засуха, будет град или нашествие саранчи. Человек в данном тексте сравнивается с животными, которые попадаются в ловушки, не замечая их.

Второе слово – случай (ивр.пэга) используется всего два раза – в книге Екклесиаста и в 3-й книге Царств, где речь опять идёт о Соломоне в самом начале его царствования.

И послал также и Соломон к Хираму сказать: ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: “сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему”;
(3-я книга Царств 5:2-5)

В данном тексте слово “препоны” — это и есть тот “случай”, о котором говорится в книге Екклесиаста. Надо ли говорить, что словом “противник” переведено слово “сатан”. Можно даже провести параллели – “времена-сатана”, “случай-Господь”, ведь сейчас мир во власти сатаны. Впрочем, он ничего не может сделать без позволения Божьего. Сатана запутывает человека в каждодневной рутине, суете забот, которые подобно колючему терновнику, не дают принести духовных плодов.

Интересно, что слово “случай” имеет в своей основе такие значения как “встреча”, “достижение”, “нападение”, “упрашивание или принуждение”. То есть, случай может быть результатом как намеренных позитивных действий, так и неожиданным и даже агрессивным стечением обстоятельств. В греческом переводе Ветхого Завета используется более узкий смысл – просто “встреча” без каких-либо оценочных категорий. В частности, в Новом Завете это же слово используется 6 раз именно в этом смысле: Лк.9:37 (встретило их много народа), Лк.22:10 (встретится с вами человек), Деяния 10:25 (Корнилий встретил его), 20:22 (не знаю, что встретится со мной), Евр.7:1-10 (Мелхиседек встретил Авраама).

Людям хочется иметь видимый результат своих усилий, мы стремимся застраховать себя от неудач и бед, но мы можем лишь попытаться понять, что с нами произойдёт и будут ли наши труды вознаграждены так, как мы этого ожидаем. Библия говорит нам о том, что трудолюбие и мудрость — это хорошие качества, которые стоит в себе воспитывать. В то же время успех для верующего человека не определяется финансовыми показателями или признанием здесь, на земле. В 1-м псалме говорится, что праведник во всём, что ни делает, успеет (будет успешен). Но речь там идёт, как и в Послании к Римлянам 8:28, о небесных сокровищах, о небесном венце, о небесной Родине. Впрочем, и земные блага вполне могут быть обретены, если будет на то воля Божья.

Итак, мы увидели, что успех не зависит от усилий человека, но от воли Божьей. При этом Господь призывает нас к тому, чтобы мы были исполнителями Его воли в работе и учёбе, дома, в семье, в церкви, в обществе. И тогда наш успех будет очевиден не только для Бога, но и для окружающих. Но плоды этого успеха мы пожнём не здесь, но тогда, когда нас призовёт к Себе Господь.

Устремим же глаза на Того, Кто даёт нам всё необходимое для жизни и благочестия!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.