Многие люди мечтают о том, чтобы однажды неожиданно стать богатыми или знаменитыми – выиграть в лотерею, получить наследство, оказаться в нужное время в нужном месте. Есть множество историй о том, как люди выигрывали в лотерею, но узнавали о своём выигрыше из социальных сетей, от друзей или из новостей. Одна пожилая женщина всегда покупала лотерейные билеты в любимом ресторане, но из-за карантинных ограничений в связи с COVID-19 ресторан был закрыт, и она решила купить билет в близлежащем продуктовом магазине. Придя домой, она обнаружила, что билет был выигрышным, и эти деньги позволят ей больше не работать. Впрочем, иногда неожиданное богатство не приносит никакой пользы – люди быстро растрачивают все деньги и снова оказываются там, где были.
В одной американской короткометражке 1942 года “Неожиданное богатство”[1] показана история о детях, которые рассказывали друг другу о том, что бы они сделали, если бы разбогатели. Один купил бы своим родителям огромный дом, в котором был полный одежды гардероб для отца, который не мог себе позволить хорошо одеваться, а также стиральная машина для мамы. Другой парень стал бы раздавать еду в своём дворе. Третий хотел купить корабль для армии США. Так или иначе дети мало или вообще ничего не говорили о том, чтобы они приобрели для себя. Более того, в реальности сумма, которую они в результате получили, оказалась равной 1,5 доллара на четверых. Но они радовались и этому, так как даже эти деньги были неожиданными для них – правда, один парень всё-таки расстроился, потому что не мог купить американскому государству корабль.
Взрослые обычно думают, что смогут не работать, наконец погасят все долги, смогут приобрести хорошее жильё, машины – и жить в своё удовольствие, не беспокоясь о счетах и прочих обязательствах.
Впрочем, иногда неожиданным может быть и духовное призвание. Один молодой человек по имени Роман[2] однажды решил послужить Богу. Из родного сирийского города Емеса он переехал в Константинополь и стал клириком при храме Святой Софии. И хотя особых даров он в себе не замечал, его рвение в служении было замечено патриархом Евфимием, но это только возбудило зависть у других клириков храма. Однажды они решили подставить его, вытолкав на амвон и заставили петь. Однако, петь он не умел, его слабый дрожащий голос только вызвал насмешки слушающих. После службы Роман в подавленном состоянии пошёл домой и стал молиться перед иконой Богородицы, изливая свою скорбь и отчаяние. Каково же было его удивление, когда Дева Мария явилась ему, велев съесть свиток, после чего богомолец получил дар пения и составления поэтических произведений. В порыве вдохновения он написал гимн “Дева днесь”, который до сих пор поётся[3] во многих Церквях. На следующий день на всенощной перед Рождеством Христовым он сам вызвался петь этот гимн, чем поразил всех слушающих – так прекрасно он пел. Впоследствии пение и молитвы стали его постоянным служением, вдохновляющим многих на размышления о Боге. Считается, что Роман, названный Сладкопевцем стал первым, кто стал писать кондаки[4] для богослужений.
Но есть и более прекрасная история о призвании на служение – история Девы Марии, которой Ангел возвестил о том, что от неё родится Спаситель мира, Иисус Христос. Что же она делает после того, как слышит эту удивительную весть?
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:
благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
(Евангелие от Луки 1:39-56)
Некоторые полагают, что на Марию эта величайшая миссия свалилась совершенно неожиданно и без всяких на то оснований. Однако, Бог избирает людей для чего-то великого, когда они уже сами направляются к Нему. Мария посвятила себя Богу до Благовещения, она уже дала определённые обеты, она уже стала Его рабой. Можно сказать, что она уже была готова к чему-то, только не знала подробностей. Среди людей, о которых она могла размышлять, была сестра Моисея – Мариамь[5], которая пела победную песнь[6] после спасения израильтян от египтян у Красного моря. Также она могла вспоминать Анну[7], мать Самуила, помазавшего первого и второго израильских царей – Саула и Давида, потомком которого была Мария. Впрочем, вряд ли она могла мечтать о материнстве, ведь ей был дан обет оставаться девой всю свою жизнь. Но удивительным образом Мария стала и той, кто возвестит людям о спасении через рождение Сына Божьего, и той, кто отдаст своего Сына на полное посвящение Богу вплоть до смерти на кресте.
Зачастую человек, оказавшийся перед чем-то новым в жизни, останавливается в замешательстве, ему требуется время, что осознать происшедшее. Но Мария не такова – она “с поспешностью” собирается и идёт к своей родственнице Елисавете, через 9 месяцев точно также пастухи, услышав Благую Весть о Христе поспешат, чтобы увидеть Спасителя[8]. Человек веры стремится к тому, о чём говорит Бог, спешит увидеть Его обетования, понимая, что его родина – на небесах[9]. Мария идёт приветствовать мать будущего Иоанна Крестителя, хотя могла бы ожидать, что ей должны воздаваться почести большие, ведь в ней обитает Сам Бог.
Иисус, отвечая на восторженное восклицание одной женщины, указывает на то, в чём было истинное счастье Его матери: “…блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его”[10]. Высочайшее достоинство – стать той, которая принесёт в мир Мессию, Спасителя человечества, но для Марии радость состояла в том, что Бог обратил внимание на её смирение, дал через неё победу над смертью и грехом, проявил милость и справедливость. Величайшее счастье для верующего – чтобы Бог был прославлен, чтобы вся слава была Ему, чтобы Его воля была исполнена.
Конечно, роль Марии уникальна, больше никто никогда не удостоится такой чести “между жёнами”. Но не стоит думать, что мы не можем прославить Бога, ведь Он дал нам свет. Делая добрые дела, мы можем быть свидетелями и послами Царства Небесного, чтобы люди прославляли нашего Отца, Который на небесах[11]. И на нас может свершиться сказанное Марии: “Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа”, ведь Бог верен и свят, и выполняет Свои обещания.
Блаженный Феофилакт Болгарский замечает, что поспешность Марии – это выражение её благоразумия, а не маловерия. Она желает удостовериться в том, что было ей сказано. Иоанн же получает особое дарование – он в отличие от всех остальных пророков пророчествовал ещё до рождения, и через Дух Святой словно говорит через свою мать: “Благословенна ты, Мария, но не потому, что ты особенная, а потому что благословен плод чрева Твоего”. Любой святой не потому свят, что совершает какие-то особенные духовные поступки, а потому что Бог по благодати через Дух Святой освящает, очищает и возносит на небеса, посадив рядом с Христом[12].
Возникает вопрос: А почему Мария пробыла у Елисаветы только три месяца, а потом вернулась к себе домой? Многие сходятся во мнении, что как только она полностью удостоверилась в том, о чём ей было возвещено Ангелом (то есть, дождавшись рождения Иоанна), она пошла, чтобы выполнить свою миссию. Она вернулась в свой дом, потому что ещё не была замужем за Иосифом, ей ещё предстояло пройти через время, когда, вероятно, появились слухи о причинах её беременности. Но опять мы видим, что она не задерживается дольше положенного, а идёт к своей цели, не оглядываясь назад. Как позже напишет Апостол Павел “…стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус…”[13].
У каждого истинного христианина есть цель – быть с Богом на небесах, но как часто мы останавливаемся на пути к этой цели из-за каких-то временных достижений. Иисус говорит: “Кто не собирает со Мной, тот расточает[14]“, поэтому, когда человек не растёт в духе, освящении, обожении, его небесные сокровища начинают истощаться. Часто ли мы задаёмся вопросами вроде: “А становлюсь ли я добрее? Легче ли я переношу тяготы жизни? Люблю ли больше? Прощаю ли быстрее?”. А ведь ответы на них показывают, стремимся ли мы ещё к Богу или остановились, а может быть наш дом пуст и выметен, и семь злых духов уже на подходе[15]?
Посмотрим же на Богородицу и поспешим туда, куда нас призывает Господь, воздадим хвалу той, которая поверила и увидела исполнение сказанного ей от рождения Иоанна до вознесения Иисуса Христа.
“Дева днесь Пресущественнаго рождает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангелы с пастырями славословят,
волхвы же со звездою путешествуют,
нас бо ради родился Отроча младо, предвечный Бог”
[1] Our Gang: Unexpected riches https://www.imdb.com/title/tt0035491/
[2] Память преподобного Романа Сладкопевца: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/845
[3] Хор храма прп.Серафима Саровского музыка Бортнянского (https://youtu.be/WYCFld7Vup0), Знаменный распев Мужской хор “Оптина Пустынь” (https://youtu.be/cFcqivaQ3Zg), хор братии Валаамского монастыря (https://youtu.be/JJPllSuA788), Московский Синодальный Хор (https://youtu.be/gzfolgYBKQg), coptic hymn (https://soundcloud.com/mmguirguis/today-the-virgin-chorus)
[4] Кондак – это короткое песнопение, в котором, как правило, излагалась суть праздника и ход всего богослужения в церкви. По-гречески – kontakion, т.е. тонкий сверток исписанного с обеих сторон пергамента; этим именем назывались в частности свертки с церковными песнями или службами.
[5] Мария – это греческое произношение еврейского имени Мариамь
[6] Книга Исход, глава 15
[7] 1-я Книга Царств, главы 1-2
[9] Филиппийцам 3:20
[10] Евангелие от Луки 11:27-28
[11] Евангелие от Матфея 5:16
[12] Ефесянам 2:6
[13] Филиппийцам 3:12
[14] Евангелие от Луки 11:23
[15] Евангелие от Матфея 12:45