Несовершенная Земля и цель творения

Сотворение мира — это тайна, подробности которой закрыты от нашего понимания. Первые главы книги Бытие немного приподнимают эту загадочную завесу, но повествование настолько сжато, что можно лишь догадываться о деталях. Можно рассуждать об эволюционных процессах, буквальном или аллегорическом понимании 7 дней творения, важно понимать, что мир был сотворён Творцом, и Он по-прежнему полностью контролирует всё происходящее здесь.

Сегодня рассмотрим некоторые детали из первых двух глав, которые помогут лучше понять, для какой цели была создана Земля и люди. В этом нам поможет книга «Невидимая реальность» доктора М.Хайзера (гл.6-8)[1].

Несовершенная Земля

Ян Брейгель Младший. Сотворение Солнца и Луны.

 

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

(Книга Бытие 1:31)

Первое, что мало, кто замечает – это то, что Земля не была создана идеальной. Слово «хорошо» (ивр. טֹוב – – тов) не означает совершенство, оно означает соответствие чьей-то воле или целям. Например, в Быт.2:9 говорится о дереве «хорошем» для пищи (т.е. подходящем для употребления в качестве еды). В 6-й главе этой же книги, говорится, что дочери человеческие были «красивы» (букв. «хороши») для того, чтобы брать их в жёны. В 16-й главе Аврам говорит Саре по поводу её служанки, чтобы она делала, что ей «угодно» (букв. «хорошо»). Конечно, речь не идёт о каком-то совершенстве, лишь о соответствии определённым целям. И дерево познания добра и зла – это буквально дерево «хорошего» и злого. «Хорошее» противопоставляется «злому», таким образом, «хорошее» отличается от «злого» тем, что последнее не выполняет определённых целей. Ведь и грех в общем смысле – это промах мимо цели, а цель – быть с Богом.

Какова же была цель создания Земли?

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

(Книга Бытие 1:26-28)

 Люди были созданы «по образу» (букв. «в образе») и «по подобию». Есть много размышлений по поводу того, что такое образ, в котором созданы люди. Но если учитывать, что множественное число слова «элохим», переведённого здесь как «Бог», обозначает не Троицу, как традиционно считается, а божественный совет, включающий духовных существ, сотворённых до создания человека и вообще всего мира, то «образ» — это не некий атрибут или качество Бога, а скорее цель. И цель эта – представлять Бога на Земле. Тогда, когда считается, что образ – это, например, свобода воли или разум, или творческое начало, возникает ряд проблем. Например, зародыш человека не имеет ничего из этого и, возможно, не будет иметь, если беременность будет прервана раньше срока. Но, тем не менее, он с самого начала и до конца своей жизни несёт этот «образ». В потенциале каждый человек – это полномочный представитель Бога на Земле как духовные творения – херувимы, серафимы, ангелы и архангелы – это представители Бога в небесных обителях. Конечно, Бог ни в чём не нуждается, Он Сам может всё сделать, но по какой-то причине Он создаёт разумных существ, которые некоторым, зачастую несовершенным образом выполняют заложенную в них миссию. Тогда, когда они хорошо это делают, получается добро, иначе – зло.

Совершенная часть Земли

Томас Коул. Эдемский сад.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

(Книга Бытие 2:8)

Затем на Земле появляется особенное место – рай (букв. «сад»). В представлении древних людей боги обитали в двух местах – в садах и в горах. Сад отличается от окружающей природы тем, что там много воды[2], а также тем, что природа там организована для определённых целей – сельскохозяйственных или рекреационных. Горы, в свою очередь, являлись для древних людей местами недоступными, соответственно, там должны были жить боги, которые выше всех земных творений. Едемский сад называется в Библии и как «святая гора Божья»[3] в книге пророка Иезекииля. Там говорится о «царе Тирском», «помазанном херувиме», который находился в Едеме и одновременно на горе Божьей. Считается, что здесь говорится о сатане, который изначально был среди божественного совета вместе с другими духовными существами, но потом был сброшен на Землю. Кстати, в книге Иова он опять приходит к Богу на совет для того, чтобы нажаловаться на праведного Иова.

Едемский сад – это первый образ Царства Божьего, потому что это место обитания Бога вместе с человеком. Человек был создан, чтобы превратить всю Землю в Едемский сад, и это произойдёт благодаря чудесному воплощению Бога в лице Иисуса Христа. В конце времён Земля будет преображена, и Бог снова будет обитать среди людей – только это уже будут другие люди, обладающие преображёнными телами и очищенными душами[4]. Именно тогда люди в полной мере будут выполнять то, ради чего мы были созданы – вместе с Богом править на Земле.

После грехопадения люди были изгнаны из райского сада, но Бог через Авраама определил новое место Своего обитания – гору Сион. Перед этим некоторое время Бог «жил» в скинии посреди израильского народа. Сын Давида, Соломон, построил первый Храм, который был разрушен, потом он был восстановлен, чтобы принять в своё время Мессию, Который создаст новое место обитания – Свою Церковь. В этих храмах было одно особенное место – Святое Святых, которое в конце времён распространится на всё сущее – этот образ описан в книге Откровение в виде нового Иерусалима, спускающегося с небес. Об этом говорит описание города равного по ширине, длине и высоте – Святое Святых также имело кубическую форму. Во все времена через определение особенных мест, святых и отделённых от остального мира Бог напоминал людям о том, что Он ищет отношений со своими детьми, хочет, чтобы человек выполнял свою миссию, о которой так легко забыть в каждодневной суете.

Святой Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет о том, что мы – дети Божьи[5], но в связи с тем, что мы отделены от Бога, мы страдаем, ожидая полного усыновления. Мы мучаемся от несовершенства окружающего мира и нас самих, потому что не можем исполнить своего предназначения, не можем выполнить миссию, возложенную на нас с начала времён. Но благодаря Иисусу Христу мы имеем надежду, что Небесный Отец однажды примет нас в Свои обители, в которых не будет больше страданий и несовершенства.

Будем же по словам Святого Апостола Петра стараться утверждать наше звание и избрание[6], чтобы свободно войти в Царство Божье!

 

[1] The Unseen Realm. Recovering the Supernatural Worldview of the Bible. Michael S. Heiser

[2] В описании рая в книге Бытие говорится о четырёх её источниках

[3] Книга пророка Иезекииля 28:13-14

[4] Откровение Иоанна Богослова, гл.21-22

[5] Послание к Римлянам 8:16 и далее

[6] 2-е Послание Петра 1:10-11

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.