Препятствия для света

Мы любим чудеса, нам хочется чудес, мы надеемся на чудеса. Но когда они происходят, что мы делаем и что стоит делать по примеру святых людей и Самого Господа? Чудо — это когда естественный ход событий вдруг меняется самым невероятным образом – настолько радикально, что это можно объяснить только сверхъестественным вмешательством. Такое происшествие сбивает с толку и заставляет задуматься о его причине, а также о его последствиях. Посмотрим на историю одного чуда и на реакцию людей на него.

Данное событие произошло в самом начале существования христианской церкви, прямо после событий Пятидесятницы, когда Апостолы Пётр и Иоанн шли в иерусалимский храм помолиться. По дороге они встретили человека, который с рождения не мог ходить и поэтому зарабатывал себе на жизнь, прося милостыню у входящих в храм. Пётр, не имевший “золота и серебра”, исцелил калеку, который от радости стал скакать и прославлять Бога в храме, приведя в изумление и ужас находящийся там народ. Подробнее обо всём этом можно почитать с 1-го по 10-й стих 3-й главы книги Деяний, мы же прочитаем, что было дальше.

И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

(Деяния 3:11-16)

В Евангелиях мы часто видим, что Апостолы зачастую ведут себя как все другие люди – соперничают, хвалятся своими достижениями и даже убегают, и отрекаются от Христа. Но сошествие Святого Духа преобразило их и, в частности, Симона Петра самым радикальным образом. И здесь мы видим это изменение в полной мере. Невероятное чудо исцеления привлекло множество народа, но Пётр отказывается принимать восхваления за это, он превозносит Бога и пользуется этим случаем, чтобы возвещать Евангелие. При этом он указывает два препятствия, которые часто стоят на пути верующих, которые совершают что-то удивительное.

Во-первых, это сила[1]  – слово, которое часто используется не только в своём прямом смысле, но и при обозначении чудес (“…не Твоим ли именем многие чудеса творили?”[2], “И не мог совершить там никакого чуда…”[3]). В начале книги Деяний (1:8) говорится о “силе”, которая будет дана при сошествии Святого Духа, которая сделает верующих свидетелями “…в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”. Зачастую бывает так, что человек, получивший какой-то дар, талант, силу от Богу с течением времени может забывать, что это было дано ему Богом и воспринимает это как само собой разумеющееся. А ведь Бог вполне может забрать то, что было раньше дано – например, мы видим, что дар исцелений и изгнаний бесов порой покидает апостолов, которые забывают помолиться, чтобы изгнать беса[4]. Нет ничего, из того, что мы имеем, что не было бы нам дано, “…ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести…”[5]. Поэтому приписывание себе заслуг и достижений материального или духовного плана это надменность и тщеславие, которое по словам святого Иакова “есть зло”[6].

Но есть и второе препятствие, гораздо более трудно различимое — это благочестие[7]. В Священном Писании можно найти множество обещаний благословений праведному человеку, но проблема в том, что они не означают, что праведник будет лишён всяческих забот. Их направленность скорее на небесные сокровища, чем на земные, хотя порой святые люди добивались успеха и на Земле. Но были и те, которые скитались “в милотях и козьих кожах”, которых притесняли, унижали и убивали. Это не означает, что Бог не выполнил Своих обещаний по отношению к ним, это означает, что Ему была слава именно в таких обстоятельствах. Мы можем увидеть в себе и в других мысли о том, что мы заслуживаем решения наших проблем и облегчения наших забот за то, что мы стараемся жить праведно. Одним из таких криков души является 72-й псалом, где псалмопевец Асаф размышляет о том, “…не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?”[8]. Есть большое искушение сравнивать себя с другими и свою жизнь с жизнями других. Нам может показаться, что мы не заслуживаем тех сложностей, которые имеем, а достойны тех благословений, которых у нас нет. Тогда мы забываем слова Господа, когда объяснял, какой нужно извлечь урок из ситуации с погибшими от рук Пилата или от упавшей башни Силоамской: “…если не покаетесь, все так же погибнете”[9].

Апостол Пётр отрекается от того, что у него есть сила или благочестие, он знает цену им, помнит, что “…праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас”[10]. Он превозносит Бога живых – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Он превозносит имя Иешуа – Мессии (Христа), который отдал Свою жизнь, чтобы спасти многих. Он говорит о Его силе, о Его праведности, о Его благочестии, которыми были исцелены грехи этого мира и тело того несчастного хромого человека.

Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что Пётр таком образом следует примеру древних святых. Например, Даниил говорил: мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих”[11]. И еще Иосиф: не от Бога ли истолкования?”[12].  И Да­вид: когда, бывало, приходил лев или медведь”, во имя Господа я раз­рывал их руками[13]. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) вспоминает слова Апостола Павла о том, что святые люди стремятся к тому, чтобы вся слава была Богу, и чтобы о них не думали излишне хорошо[14].

В Нагорной Проповеди есть множество невозможных для исполнения наказов Спасителя, но для меня самым вызывающим зачастую является вот этот:

“Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

(Евангелие от Матфея 5:14-16)

Я никак не могу понять, как жить так, чтобы люди, видя мои добрые дела, прославляли Отца Небесного. И когда я читал вот эту историю про Петра из книги Деяний, я вдруг понял, что вот где ответ на этот вопрос. Когда люди поражены добрыми делами и говорят, какой(ая) ты молодец, стоит вспомнить о Христе и о том, что Он сделал – праведник за неправедных однажды и навсегда. А также стоит отречься от своих сил и от своего благочестия и воздать почести Тому, Кто имеет все силы и всё благочестие.

Дай нам, Боже, мудрости поступать так и помоги не полагаться на свои силы или благочестие!

[1] гр.δύναμις -дЮнамис

[2] Мф.7:22

[3] Мк.6:5

[4] Мф.17:21

[5] 1Тим.6:7

[6] Иак.4:16

[7] гр.εὐσέβεια – эусЭбея – букв.”хороший предмет поклонения”

[8] Пс.72:13-14

[9]  Лк.13:5

[10] Ис.64:6

[11] Дан. 2:30

[12] Быт. 40:8

[13] 1 Цар. 17:34-35

[14] 2 Кор.12:6; 1 Кор.15:10

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.