О праведном гневе. Часть 1. Узник Христов

В настоящее время трудно найти человека, который бы не был так или иначе вовлечён в конфликты – в их разрешение, обсуждение, поиск виновных, способы наказания и окончания конфронтации. Впервые почти за 100 лет мир оказался вовлечён в столкновение, в котором гибнут люди, другие превращаются в беженцев, теряют своих близких и имущество. Другие теряют работу и перспективы на будущее для себя и своей семьи. Казалось бы, трудные времена, когда по планете распространялся коронавирус, уже заканчиваются, и вот, опять глобальные проблемы, уже сказывающиеся без преувеличения на жизни миллиардов людей на нашей планете.

В такой ситуации трудно остаться спокойным, так или иначе в людях возникает гнев, и с ним нужно что-то делать, чтобы он не привёл к ещё более тяжёлым последствиям. В последующих статьях нам бы хотелось разобраться в словах Апостола Павла, связанных с гневом, и с реакцией верующего человека на него. Главным текстом будет пара стихов из Послания к Ефесянам, которые мы рассмотрим в контексте.

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
(Послание к Ефесянам 4:26-27)

Синодальный перевод несколько ослабляет смысл оригинального греческого текста, его можно перевести как «Гневайтесь[1] и не грешите…»[2]. То есть, Апостол Павел даёт повеление гневаться, гнев сам по себе не является грехом, однако, человек во гневе легко может поддаться греху. Дополнительную неразбериху добавляет то, что буквально несколькими строчками ниже Павел пишет:

Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас

(Послание к Ефесянам 4:31)

В Послании Иакова есть ещё более сильное утверждение:

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.

(Послание Иакова 1:19-20)

Наиболее простым и поспешным решением будет сказать, что Апостол Павел ошибся или ошибся тот, кто переписывал этот текст, однако, никаких расхождений в этом месте Писания не наблюдается, а, значит, следует разобраться с тем, что же он имел в виду. Тогда мы увидим, что противоречий между словами Павла и Иакова нет. Но для начала давайте разберёмся с тем, о чём же писал Апостол в Послании к Ефесянам, какие темы поднимал и как данное повеление укладывается в общее повествование.

Нетрудно заметить, что Павел в этом Послании много говорит о Церкви, как о Теле Христовом, в Которой человек обретает полноту, постепенно возрастая и преображаясь во Христа. В Церкви человек осознаёт, что вера в Христа выражается в любви к святым[3]. И чтобы усилить воздействие своих слов на слушателей Апостол Павел здесь употребляет по отношению к самому себе термин «узник»[4]. Начиная с того, что он «волею Божиею Апостол», он дважды пишет, что он стал узником ради того, чтобы неверующие (язычники) услышали о Христе и стали поступать достойно своего призвания[5]. А инструментом преображения он называет Благую Весть[6], для распространения Которой он и был призван в апостольство.

Ещё дважды Павел употребляет это слово в Послании к Филимону (подробнее об этом Послании здесь[7]), где он даже не называет себя Апостолом. Также один раз оно встречается во 2 Тим.1:8, где Павел призывает Тимофея не стыдиться его как узника. Автор Послания к Евреям призывает христиан «помнить об узниках», судьба которых незавидна.

Почему же Павел называет себя заключённым, связанным и ограниченным в своих действиях? Если посмотреть на несколько текстов из греческого текста Ветхого Завета, Септуагинты, можно увидеть, что узники при правильном отношении и по милости Божьей в конце концов обретают свободу. Так Соломон в книге Екклесиаст говорит о бедном, но умном юноше, который из темницы вышел на царство[8]. Пророк Иеремия в 3-й главе книги Плач Иеремии говорит о себе, как человеке, «испытавшем горе от жезла гнева Его». Но потом он пишет, что милость Господа не истощается, Бог видит страдания узников, унижения и оскорбления, ничто не происходит без Его воли. В книге пророка Захарии говорится об освобождении узников изо рва с водой и о возвращении пленников к твердой почве под ногами[9].

Но самый важный образ узника содержится в Евангелиях[10], — это Варавва[11], «известный узник», мятежник и убийца, который был обречён на позорную смерть. Но благодаря Иисусу Христу его судьба изменилась, он был освобождён, все обвинения были сняты. Как и он, каждый из нас был освобождён ещё тогда, когда ничего не знал о Нём, гнев Божий пролился на Сына Его, чтобы нам стать детьми Божьими, присоединиться к Церкви, Его Телу. Он разбил оковы греха, освободил нас от его плена, чтобы затем добровольно мы стали подобно Апостолу Павлу узниками Христовыми, узниками праведности, чтобы несли ярмо вместе с Господом, которое легко и приносит покой[12].

Итак, Апостол Павел, узник Иисуса Христа ради спасения неверующих через Евангелие, призывает быть разгневанными и не грешить. Очевидно, что это невозможно сделать без веры и понимания как это сделать. Также очевидно, что гнев – это нормальная реакция человека, созданного по образу и подобию Божьему, а гнев Божий – это часть личности Творца. Даже Иаков говорит о том, что нужно быть «медленным на гнев», но не отрицает, что гнев может быть в жизни верующего.

Порой мне кажется (ссылка), что обуздать гнев невозможно, что «праведный гнев» может быть только у Иисуса Христа. В последующих статьях попробуем разобраться в этом, осознав, что мы – узники ради Христа и Евангелия, а с Ним возможно и это!

 

[1] Буквально «будьте разгневаны», глагол стоит в императиве страдательного залога

[2] ὀργίζεσθε καὶ μὴ αμαρτάνετε (гр.)

[3] Еф.1:15

[4] δέσμιος (гр.дЭсмиос) – узник или связанный, скованный

[5] Еф.3:1 и 4:1

[6] Еф.6:20

[7] https://zen.yandex.ru/media/jcml/deistvie-bojei-blagodati-po-filimonu-47-5a84776c5f4967b9dd80a1b9

[8] Еккл.4:13-16

[9] Зах.9:11-12

[10] Мф.27:15-16, Мк.15:6, Лк.23:18, Ин.18:40

[11] «Сын отца»

[12] Мф.11:28-30

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.