Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
Когда я взываю (букв. КАРА звать, кричать), услышь (букв. ответь) меня, Боже правды моей!
В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь (букв.ШАМА слушай) молитву (букв. прошени) мою.
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит (тоже ШАМА), когда я призываю (тоже КАРА) Его. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
(Псалом 4)
Главная идея здесь – что Господь слышит. Интересно, что в отношении молитвы есть такое, что хочется услышать ответ, тем более, если это не просто молитва, а крик. И начинается псалом именно с этой идеи “когда я взываю (кричу), услышь меня (дай ответ) Боже правды моей!” В еврейском переводе так и говорится – когда взываю, ответь мне, Бог моей праведности! Дальше там идёт фактически повторение, но другими словами – “помилуй (сделай мне что-то хорошее) и услышь молитву мою”. И посередине стоит фраза – “в тесноте ты давал мне простор”. Что бы это могло означать? Потом я ещё посмотрю в комментариях, но по логике это должно означать, что Бог даёт небесную перспективу (простор) в ограниченных земных обстоятельствах (тесноте). Теснота часто переводится как “враг, неприятель, бедствие”. Простор же созвучен с идеей исхода, когда Бог убрал врагов Израиля из Земли обетованной, чтобы они там жили счастливо. И если это был некий образ не вполне соответствующий тому, что будет в конце времён, то насколько больше радости и утешения должно быть от нового простора – небесного, где последний враг – смерть будет уничтожена и не будет никаких ограничений и греха, а Сам Бог будет там светом для всех народов.
Но пока мы здесь, нам нужна помощь – помощь для жизни, нам нужны средства к существованию, и мы взываем к Богу о помощи в этом. Это то, что лишает покоя, приводит к суете и лжи, к злобе и агрессии на ближних. Господь говорит о том, что нам нужно отделиться, выйти из мира, освободиться от всех беспокойств и искушений через Иисуса Христа. Святость означает отделение, отвращение, отбрасывание от себя всего, что нечисто, что мешает праведной жизни. В Евангелии говорится о том, чтобы мы не беспокоились ни о чём, но искали правды Царства Небесного (Мф.6:33), и это именно то, о чём говорится здесь – приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Апостол Павел пишет “принесите свои жизни в жертву Богу живую, святую и угодную Ему” (Римлянам).
Центр псалма – главная мысль – Господь слышит, когда человек призывает Его. Кстати, здесь не говорится, что Бог отвечает, и это, я думаю, не случайно, потому что ответ может придти нескоро. Но то, что Он всегда рядом, понимает нас должно давать нам силы для дальнейшей жизни. И символом этой силы является сложный для понимания призыв “Гневайтесь и не согрешайте”, который повторяется в Послании к Ефесянам (об этом писал раньше здесь и здесь).
Понимание, что Бог слышит – это осознание, что Бог накажет неправедность, несправедливость, грех, которые часто и вызывают гнев. Более того, память о жертве Иисуса Христа, который взял на Себя наши грехи, понёс справедливое наказание, которое было предназначено нам, должна помогать прошать, размышлять перед сном и успокаиваться, а не разжигаться мыслями о мести и воздаянии здесь и сейчас.
Заканчивается псалом также словами о спокойном сне и безопасности от Господа, но перед этим есть туманная фраза, в которой комментаторы усматривают ссылку на то, как себя вели преданные Давиду люди, когда оказались в бедственном положении без запасов продовольствия. Это опять отсылает нас к началу псалма, где говорится о том, что зачастую мы молимся, чтобы Бог показал Себя в том, что разрешит наши жизненные проблемы, которые кажутся непреодолимыми. И действительно часто Бог помогает нам и в наших земных делах, зная, что мы нуждаемся в жилье, пище, одежде и других земных благах. И это тоже даёт нам повод для радости. “Хлеб и вино” для христиан – это символ причастия к смерти Христовой и к Его воскресению, принятие Тела и Крови Его. Он, будучи совершенным и обитающим в славе и свете небесном, сошёл к людям, воплотившись в человека, прошёл путь земных страданий, испил чашу Божьего гнева. Он испытал все возможные проблемы, с которыми сталкиваются люди – предательство, одиночество, несправедливый суд, насилие, унижение, оскорбления, голод, жажду и многое другое. Причастие – это ещё и суд над собой, обвинение себя в совершённых грехах, но и радость, что эти грехи прощены.
Подводя итог, хочется написать, что молитва к Богу – это, конечно, прошение и порой даже крик о помощи в нашей земной борьбе, это поиск ответа и благословений от Господа. И это нормально просить о помощи Того, Кто не только может, но и хочет помочь, но нужно помнить, что Он всегда слышит, хотя и кажется порой, что медлит с ответом для нашего блага, воспитывая в нас терпение и настойчивость, навык борьбы с грехами и устремлённость к небесной родине.