Бедные родственники. Часть 1. Пришельцы

Семья – это люди, о которых хотелось бы сказать, что они лучшие, самые добрые и внимательные, заботливые и щедрые. Однако, реальность такова, что родственники, которых не выбирают, могут создавать большие проблемы. Одной из самых сложных и спорных является ситуация с «бедными родственниками». Можно найти множество историй о том, как на почве денежных вопросов родные люди переставали общаться друг с другом, ругались, судились и конфликтовали так, как незнакомые люди бы не стали.

Как говорится:

“- У тебя есть бедные родственники?

– Понятия не имею!

– А очень богатые есть?

– Есть, но они обо мне понятия не имеют!”

Большинство историй про «бедных родственников», которые мне удалось найти, излагаются с точки зрения условных «богатых». «Богатство» может заключаться в наличии жилья в крупном городе, престижной работе или связях. «Богачи» жалуются на навязчивость бедных, неблагодарность, резкую реакцию в случае отказа в просьбах, лень, глупость и тому подобные вещи. «Бедняки» же сетуют на то, что их игнорируют, презирают за их бедность, дают множество непрошенных советов, всячески унижают прежде, чем помочь, требуют доказательств нужды и так далее. Надо сказать, что немало людей, которые испытывали материальные затруднения, впоследствии относятся к своим бывшим «коллегам по несчастью» высокомерно. Впрочем, есть и те, кто, наоборот, стремится помогать бедным больше, так как сами знали, что это такое стучать в закрытые двери. Проблема ситуации с «бедными» и «богатыми» родственниками состоит в том, что существует огромная пропасть в восприятии одной и той же ситуации с разных сторон («Богатый бедного не разумеет»). Одновременно с этим существующие кровные связи заставляют людей глубже задумываться об этих вопросах, так как родственники имеют друг к другу более высокие ожидания, чем друзья, коллеги или знакомые.

Для христиан проблема стоит ещё острее, потому что Бог заповедал любить ближних (а кто ближе родного человека?), помогать бедным, давать, не рассчитывая на возврат. Как же понять, кому, как и сколько помогать, учитывая ограниченность имеющихся ресурсов?

Чтобы лучше разобраться в этой теме мы решили глубже погрузиться в то, как Библия описывает бедность и богатство, отношения бедных и богатых – какими они могут быть и какими они должны быть. Для этого мы рассмотрим три категории людей, которых можно отнести к бедным в Священном Писании, чтобы понять, как себя вести тем, кто беден и тем, кто богат.

Во-первых, это пришельцы (странники, иноземцы) – люди, которые по каким-либо причинам, оказываются в другой стране, среди другого народа, в других жизненных обстоятельствах. Иногда это происходит под давлением обстоятельств и выбора человека (в случае голода, войны), иногда это является прямым вмешательством Бога, иногда человек не выбирает, где он в итоге оказывается (попадая в плен, становясь рабом).

Во-вторых, это вдовы и сироты – люди, которые потеряли своего кормильца в результате болезни или возраста, несчастного случая или войны.

Наконец, это больные, калеки, бездомные, слабые или немощные, которые не могут в связи со своим состоянием зарабатывать себе на жизнь.

Пришельцы

Кто же такие пришельцы и почему так важно заботиться о них?

Если посмотреть Ветхозаветные книги, там употребляется слово גֵ֣ר (ивр.гер) от глагола со значениями «странствовать», «нападать» и «бояться». И это именно те три действия, которые характерны для странников всех времён. Они не только перемещаются с места на место, их часто сопровождает страх и неуверенность. В связи с тем, что, как правило, им не на кого рассчитывать кроме себя, они порой ведут себя агрессивно.

Авраам

Первый раз слово «пришелец» появляется в 15-й главе книги Бытие, в которой рассказывается о важнейшем разговоре Авраама с Богом. Он происходит после победы этого патриарха над царями, которые захватили кроме прочего его племянника Лота. Бог заключает завет с Авраамом и обещает ему многочисленных потомков, их странствование в чужую землю и последующее возвращение в Землю Обетованную. Там сказано, что Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность[1].

И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом…

(Бытие 15:13-14)

Ещё раз это слово используется в книге Бытие в тяжёлое для Авраама время, когда умирает его жена Сарра и он просит местных правителей продать ему землю для гробницы.

И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришелец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих.

(Бытие 23:3-4)

Почему эти два текста важны не только для понимания жизни Авраама, но и для любого христианина?

Они показывают нам образ того, как нам следует жить, ожидая окончательного спасения. Мы находимся в пути, а конечная цель – это вечная жизнь с Богом на новой земле, где обитает праведность[2]. Мы страдаем от различных обстоятельств здесь, в этом мире, где существуют болезни, искушения и, наконец, смерть. Надо сказать, что непосредственно перед описанием смерти Сарры, в предыдущей, 22-й главе мы читаем про самое тяжёлое испытание Авраама, которое он успешно выдержал – согласиться принести в жертву своего долгожданного сына Исаака, которому на тот момент было около 37 лет. Более того, он узнаёт о том, что у его родственников родилась девочка, Ревекка, которая могла бы стать (и станет) супругой его сыну. Казалось бы, что в жизни наступает светлая полоса и тут умирает самый близкий для него человек. Он тут же вспоминает, что у него нет ни пяди земли, которую Бог обещал его потомкам, и решает, что первым участком станет место под фамильную гробницу возле будущего Хеврона, где сотни лет спустя будет править царь Давид.

Иоанн Златоуст отмечает, что Авраам, даже получив обещания получить Ханаан, не предпринимал никаких усилий, чтобы захватить его. Лишь обстоятельство непреодолимой силы – необходимость похоронить жену – вынуждают его наконец приобрести небольшой участок в собственность. Это хороший урок для каждого верующего, чтобы не гнаться за земными приобретениями, но копить сокровища небесные.

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

(1-е Послание к Коринфянам 7:29-31)

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

(Евангелие от Луки 12:33-34)

Моисей

Следующим пришельцем, о котором говорит Библия, является Моисей, и снова это его самоопределение приходит после тяжёлых испытаний. Во 2-й главе книги Исход описывается 80 лет жизни этого праведника. Моисей был рождён и воспитан в Египте, сначала его растила мать, потом он жил в доме дочери фараона, не забывая, из какого он народа. После убийства египтянина он в страхе убегает в Мадиам, где женится и нарекает своему первому сыну имя Гирсам (от «гер» – пришелец и «шам» – там).

Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.

(Книга Исход 2:21-22)

Моисей никогда в своей жизни так и не окажется в Ханаане, Бог только покажет ему Землю Обетованную на горе Нево возле Иерихона.

И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню…

(Второзаконие 34:4-5)

Всю жизнь он будет идти к этой земле, стремиться туда изо всех сил, но некоторые его ошибки и грехи народа закроют эту дверь. Он молился Богу об этом, но Он не разрешил Моисею войти туда, куда он так хотел попасть.

И молился я Господу в то время, говоря: Владыка Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан.

Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю, и к северу, и к югу, и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей…

(Второзаконие 3:23-27)

Какие уроки можно извлечь из истории с Моисеем? Стоит ли переживать за него из-за того, что он не получил того, чего так сильно желал?

Во-первых, можно увидеть, что и самые великие и духовно сильные люди совершают серьёзные ошибки. Но они всегда с Божьей помощью встают и идут дальше, потому что у них есть цель, которая лежит за пределами земного существования. Эта надежда, Христос, тот якорь[3], который позволяет сохранять веру даже тогда, когда окружающая действительность кажется невыносимой. Моисей сделал всё, что от него требовалось, чтобы довести израильтян до Ханаана, поставил Иисуса Навина после себя послушавшись Бога. Более того, в будущей жизни он вместе со всеми верующими обретёт всё то, о чём он мечтал при жизни земной[4].

Во-вторых, мироощущение себя как пришельца помогает человеку никогда не быть полностью успокоенным и расслабленным. Конечно, речь не идёт о том, чтобы находиться в постоянном стрессе и быть неудовлетворённым жизнью. Имеется в виду, что человек не может быть удовлетворён земными удовольствиями и благами, его стремление к плоду духовному, невидимому. Здесь, на земле мы видим лишь отблески небесной жизни, но надежда на эту будущую жизнь мотивирует каждый день идти вперёд.

Давид

Третий пришелец в нашем списке после Авраама и Моисея – это, конечно, Давид, самый известный праведник на царском престоле Израиля. Хочется полностью привести текст прекрасной молитвы, которая отражает его отношение к Богу.

И благословил Давид Господа пред всем собранием, и сказал Давид: благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое.

Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного.

Господи, Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе. Соломону же, сыну моему, дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои, и исполнить все это и построить здание, для которого я сделал приготовление.

И сказал Давид всему собранию: благословите Господа, Бога нашего. — И благословило все собрание Господа, Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю. И принесли Господу жертвы, и вознесли всесожжения Господу, на другой после сего день: тысячу тельцов, тысячу овнов, тысячу агнцев с их возлияниями, и множество жертв от всего Израиля.

(1-я Паралипоменон 29:10-21)

Этот текст из самого конца 1-й книги Паралипоменон, где описывается фактическое окончание царствования Давида и передача дел его сыну Соломону. И снова мы видим, что Бог не дал царю того, чего он желал сделать больше всего – построить храм Господу. Давид сделал все приготовления – собрал необходимые материалы, нашёл людей, заключил необходимые соглашения с окружающими правителями на поставку ресурсов. Он просил Бога, чтобы тот позволил ему совершить то, что он так хотел, но получил отказ.

И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицом Моим.

(1-я Паралипоменон 22:7-8)

Авраам не увидел, как его потомки станут обладать Ханааном, Моисей не вошёл в эту землю, а Давид не смог построить Храм для Бога. Были ли они расстроены, потеряли ли радость и веру, жаловались ли на свою жизнь? Конечно, нет! И важнейшим условием того, что они продолжали прославлять Бога, было то, что они понимали, кто они такие – странники и пришельцы на этой земле, ожидающие того, что находится за горизонтом земной жизни. Не случайно один из самых тяжёлых псалмов, – псалом 38 – заканчивается теми же словами, что и молитва при передаче царства Соломону.

Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои. Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.

(Псалом 38:13-14)

Считается, что этот, как и предыдущий, 37-й псалом были написаны во время восстания против Давида его сына Авессалома. Давид, будучи уже пожилым человеком, кроме бегства из Иерусалима и прочих тяжёлых обстоятельств, ещё и заболевает. Причём его болезнь настолько тяжела, что он и не надеется выжить. Понимая, что, возможно, все эти неприятности – это наказание за грехи, он просит только того, чтобы Бог услышал его и дал успокоение перед смертью.

Смерть Сарры и возможная смерть Исаака сильно поразили Авраама, приближающаяся собственная смерть потрясла Моисея и Давида. И то, что они вынесли из этих обстоятельств – это то, что они как пришельцы на этой земле, а Бог велик и даёт надежду на будущее.

Последнее, что хочется сказать по теме пришельцев в книгах Ветхого Завета – это отношения между ними и израильским народом. В четырёх книгах, написанных Моисеем после книги Бытие, говорится о том, что нужно делать пришельцам, живущим среди израильтян, а также израильтянам в отношении к пришельцам. Много раз повторяется, что у пришельцев те же права, что и у израильтян[5] – они могут рассчитывать на справедливый суд[6], как более бедные они получают свою долю пожертвований наравне с левитами, сиротами и вдовами[7], их нельзя притеснять, угнетать и обижать[8]. Даже вторая главная заповедь – «люби ближнего как самого себя» – повторяется и для пришельцев.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

(Левит 19:18)

пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш.

(Левит 19:34)

Надо сказать, что и до закона Моисеева, верующие люди понимали, что отношение к пришельцам – это проявление веры, выражающееся прежде всего в исполнении закона гостеприимства и в помощи бедным, немалая часть которых была из других народов.

Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему.

(Иов 31:32)

Таким поведением праведники повторяли за Господом Его отношение ко всем угнетённым.

Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.

(Псалом 145:9)

В планах Господа, чтобы пришельцы уже не были как отдельный народ, но прилепились бы к Израилю[9], однако, с прошествием времени израильтяне настолько отдалились от Бога, что Он Сам стал как пришелец для них. Однако, времена отступления сменятся временем, когда Бог спустится на землю к людям, станет бедным и слабым, как и мы, чтобы спасти и привести всех, странствующих по земле в Своё Царство.

Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего Ты — как чужой в этой земле, как прохожий, который зашел переночевать? Для чего Ты — как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И, однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас.

(Иеремия 14:8-9)

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

(Малахия 3:1-6)

Новый Завет

Теперь посмотрим на новозаветные тексты, важнейшим из которых является текст из 1-го Послания Апостола Петра:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

(1-е Петра 2:9-12)

Апостол Пётр прямо называет всех христиан «пришельцами[10] и странниками[11]», это греческие слова с корнями «дом» (ойкос) и «народ» (дэмос) и артиклем, обозначающим отстранённость. То есть, буквально пришельцы – это люди, покинувшие свой дом и свой народ. Христиане – это Божий народ, который временно живёт среди язычников и является представителем Бога на Земле. Но так как дом, где этот народ будет жить в вечности, пока недоступен верующим, нужно хранить свою душу от осквернения, чтобы не потерять этот дом и не быть извергнутым из этого народа.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам в то же время пишет:

Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу…

(Ефесянам 2:19)

Казалось бы, явное противоречие, Апостол Пётр пишет, что верующие «как пришельцы и странники», а Апостол Павел, что «не чужие и не пришельцы». Павел употребляет ещё одно слово, которое часто используется для обозначения странников и пришельцев – ξένος (гр.ксэ́нос) – прилагательное, буквально обозначающее «чужой, чуждый, странный»[12]. Но противоречия здесь никакого нет, так как апостолы пишут о разном. Пётр учит о том, что нам нужно помнить, что наша земная жизнь временна, поэтому не нужно привязываться к земному. Павел же говорит о том, что благодаря Христу мы получили доступ к Богу и стали едины со всеми святыми, поэтому нужно преодолевать чувство отстранённости и помогать ближним.

Автор Послания к Евреям в 11-й главе повторяет мысль Апостола Петра и пишет, что ветхозаветные праведники говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, они жили в ожидании нового небесного места жительства.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

(Евр 11:13-14)

В книге Деяний первомученик Стефан упоминает тех же людей, о которых мы читали выше – Авраама[13], Моисея[14] и Давида[15], опять употребляя слово, связанное с переселением. Наконец, необходимо сказать, что Сам Господь Иисус Христос был и остаётся странником и пришельцем. Он выбрал быть бедным, он много странствовал, у Него не было Своего дома, Его Мать рано стала вдовой, Он испытал немощи и болезни, унижения и презрения.

Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

(2-е Послание к Коринфянам 8:9)

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

(Евангелие от Матфея 8:16-17)

Но Его история не закончилась на этом, Он по-прежнему рядом с нами, Он по-прежнему в нужде, голоден, жаждет, страдает в заточении, ищет приюта.

Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

(Евангелие от Матфея 25:31-40)

Мы живём в жестоком мире, в котором практически без остановок идут войны, происходят стихийные бедствия и эпидемии, беспощадные правители угнетают множество людей, немало людей сидят в тюрьмах без всякой вины. Люди бегут из одной страны в другую в поисках мира, покоя и благополучия для себя и для своих детей, но жизнь иммигранта редко бывает легкой.

В начале этой статьи мы задавались вопросами по поводу «бедных родственников» и как к ним относиться. Все нуждающиеся и страдающие люди вокруг нас – это и есть Христос, наш «бедный родственник». Если размышлять разумно и расчётливо, то можно сказать, что никаких ресурсов не хватит, чтобы всем помочь. Но Бог и не ожидает от нас этого, при этом напоминает, что наша родина и наши сокровища на небесах, мы здесь временно, а потому нужно помогать тем, кому мы можем помочь, как помогли бы Иисусу, если бы Он нас попросил о помощи.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Евангелие от Матфея 6:19-21)

Итак, мы рассмотрели первую категорию бедных людей – пришельцев (странников, иммигрантов), людей, которые по какой-либо причине оставили свои дома, свою страну, свой народ. Их положение на новом месте сложное по многим причинам – чужой язык, обычаи и традиции, сложности в поиске работы, трудности в построении новых социальных связей и так далее. Библия учит нас, что любой верующий в Христа, с одной стороны, является странником на этой земле, потому что его родина на небесах, и он находится на пути туда. С другой стороны, христианин входит в Церковь, сообщество родных людей. Обязанностью верующего человека и проявлением его веры является забота о страннике Христе, который воплощён во всех нуждающихся людях. Тем самым, христианин копит себе вечные небесные сокровища и получит награду от Бога после воскресения мертвых и, возможно, благословения и здесь, в этой жизни.

Иисус как странник просит о помощи, готов ли ты ответить на этот призыв?

 —————–

Вы можете поддержать наш проект любым удобным способом:

PayPal: Отправить на PayPal

Patreon: Подписаться (бесплатно или с ежемесячной оплатой)

Boosty: Подписаться (бесплатно или с ежемесячной оплатой)

—————

[1] Бытие 15:6

[2] 2 Петра 3:13-14

[3] Послание к Евреям 6:17-20 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

[4] Евр.11:39-40

[5] Числа 15:16

[6] Левит 24:22

[7] Второзаконие 26:12

[8] Исход 23:9

[9] Исайя 14:1

[10] πάροικος (гр.па́ройкос) – странник, переселенец, пришелец, сосед

[11] παρεπίδημος (гр.парэпи́дэмос) – пребывающий на чужбине, странник

[12] Это греческое слово находится в корне слова «ксенофобия» – «боязнь других»

[13] Деяния 7:6

[14] Деяния 7:29

[15] Деяния 7:45

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.