Мф.5:17-20 «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то не войдёте в Царство Небесное».
Данный текст, являющийся частью Нагорной проповеди изобилует сложностями, которые, однако, будучи разрешены, открывают важнейшие части учения Иисуса Христа. Главная мысль здесь заключена в самом начале – Иисус пришёл исполнить закон и пророков, потому что Он один, Законодатель и Бог мог исполнить предписанное. Здесь надо понимать ревность Божью о Его законе, ведь люди, которые пишут законы или следят за их исполнением, могут сделать поблажки для себя, своих родственников, друзей или других заинтересованных лиц. Но Бог не таков, Он исполнил всё в точности, до малейшей детали, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения, Кто есть Иисус. Даже будучи ещё младенцем во плоти, Он исполнил то, что было предписано в законе Господнем (Лк.2:22-24). Бог ревностен, Бог точен, Бог свят и ожидает от тех, кто верит в Него такого же отношения (1Ин.1:5-7).
Но то, что написано дальше, вызывает вопросы: что за «малейший» и «великий» в Царстве Небесном, что за «малейшие» заповеди и что происходит с теми, кто их нарушает? Спасены ли они? Исходя из ближайшего контекста, можно увидеть, что Иисус исполнил заповеди, но люди, поверившие в Христа, ведут себя по-разному, кто-то долгие годы борется с одними грехами с переменным успехом, а кто-то быстро побеждает то, что было преткновением в начале. Но и тот, и другой оказываются в Царстве Небесном по благодати Божьей, а не по исполнению заповедей, об этом пишет ещё апостол Павел («…впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» 1Кор.3:10-15). То есть, тот, кто сделал что-то драгоценное в глазах Божьих, получит какую-то награду, тот же, кто не сделал, потерпит ущерб, но, тем не менее, окажется в Царстве Небес. Многим это кажется несправедливым, мы порой ведём себя, как те работники в винограднике, получившие динарий (Мф.20:1-16) и недовольные, что не получили больше. Царство Небес одно для всех, но есть некоторые награды, ради которых стоит потрудиться. Ради того, чтобы Сам Христос назвал тебя великим, стоит постараться!
Интересно то, что порой те, кто ведут себя не лучшим образом, могут правильно учить, ведь Иисус, обличая книжников и фарисеев, тем не менее, признавал, что нужно соблюдать заповеди, о которых они говорили, при этом не поступая по их делам (Мф.23:1-3 и далее). Да, возможно, они будут названы «малейшими», но это не повод призирать их и вообще не обращать внимания на то, что они говорят. Слушайте и исполняйте, если они говорят истину, соответствующую Писанию, но не поступайте по их делам, если они неправедны.
И следующий далее текст вообще шокирует, если внимательно в нём разобраться – если не превзойти книжников и фарисеев в их праведности, то не войти в Царство Небесное. Здесь важно понять, о чём идёт речь, ведь говорится о спасении. Фарисеи и книжники были разные: были лицемеры, которых Иисус обличал, но были искренне преданные Богу люди. Ведь и Павел, будучи фарисеем, гнал Церковь из-за искренней ревности о Боге, хоть и понятой неверно. Как мы можем превзойти книжников, которые знали Писание наизусть вплоть до малейшей чёрточки, которые с детства читали Его и хранили, переписывали и сохраняли с величайшей точностью? Многие современные христиане не смогут даже назвать количество канонических библейских книг (66 – 39 в Ветхом Завете и 27 – в Новом), но если смогут вспомнить количество, то не смогут вспомнить названия, а если смогут вспомнить названия, то вряд ли смогут назвать основную тему каждой книги. Мало, кто сможет сказать, кто такой Ахитофел или Иавис, на какого животного указал Бог Иову, о чём пророчествовал Амос, зачем был нужен пепел рыжей телицы, кто может пребывать в жилище Господнем…Как мы сможем превзойти праведность фарисеев, некоторых из которых называли «окровавленными», потому что они резко разворачивались от всего, что могло побудить их к греху, поэтому порой врезались в стены. Я думаю, что в своей ревности по Богу они смогли бы, пожалуй, буквально исполнить слова Иисуса про «вырви глаз» и «отсеки правую руку». Мы же боремся с тем, чтобы не проспать молитвенное время, для нас поездка на воскресную службу – это духовный подвиг, а прочитать целиком за раз какую-нибудь книгу из Библии – это поступок, который некоторые не совершают ни разу в жизни, ведь кто-то и Библию ни разу целиком не прочитал.
Пророк Исаия, говоря о себе и своих соплеменниках, говорит следующее:
«Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твоё, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лицо Твоё и оставил нас погибать от беззаконий наших». (Ис.64:6-7). Здесь «запачканная» буквально означает «запятнанная менструальной кровью», то есть нечистая во всех смыслах – и в физическом и по закону Моисея. И если один из величайших пророков Господних себя вместе со своим народом оценивает вот так, то где мы? Нам не то, что превзойти праведность книжников и фарисеев не удастся, мы даже вряд ли когда-нибудь приблизимся к ней хоть сколько-нибудь близко.
Для нас закрыта дверь в Царство Божье, потому что мы неправедны, но по милости и благодати Божьей нам открывается путь туда через веру в Иисуса Христа (Гал.2:16), а не исполнением дел закона. Конечно, это не означает, что нам нужно сложить руки, ничего не делать, потому что мы веруем, ведь и веру можно потерять. Антихристы, о которых пишет апостол Иоанн во 2-й главе своего 1-го послания вышли из среды верующих (1Ин.2:18-19), о том же пишет и апостол Пётр (2Пт.2:1-22). Хотя и не делами мы входим в Царство Небесное, а верой в Иисуса Христа имеем вечную жизнь (1Ин.5:13), но, тем не менее, мы должны стараться изо всех сил исполнять «малейшие» заповеди, о которых говорит Иисус в Нагорной проповеди, блаженствовать, будучи нищими духом, плачущими о грехах, презираемыми и оскорбляемыми за веру, стремясь быть миротворцами. И во всём поступать так, как хотели бы, чтобы с нами поступали, потому что в этом закон и пророки.
Итак, Иисус совершенен, Он один исполнил весь закон, а мы – грешные и неправедные люди недостойные Царства Небесного. Но, так как верой в Иисуса Христа по милости и огромной любви Его мы признаёмся детьми Божьими, будем же стараться, чтобы получить награду из Его рук!