Что делают дети Божьи? (1Ин.3:1-12).

В настоящее время отношения детей и их родителей не отличаются особой близостью, зачастую отношения между детьми бывают более близкими, чем отношения детей с родителями. Отношения Бога со своими детьми отличается коренным образом, потому что здесь родство определяется не по физическим признакам, а по поступкам. Посмотрим одну историю, которая произошла с детьми.

Четверо подростков – трое парней и одна девушка однажды стали близки настолько, что могут считать друг друга братьями и сёстрой, хотя у них разные физические родители. Что же произошло? Эта история произошла в тихом московском районе Измайлово, когда школьники решили отметить день рождения своего друга. Собралась достаточно большая компания, но в один момент один парень начал творить ужасные вещи. Он схватил нож и сначала набросился на одну девушку, ударив ножом в глаз и в бок, потом порезал ещё троих – одного за другим. Один из них, истекающий кровью смог добраться до родственников, которые вызвали скорую и полицию. Тем временем, нападавший, вдруг осознав всю тяжесть своих поступков, решил выброситься из окна. И здесь мы можем возмущаться тем, что подросткам продали алкоголь, тем, что в школе не обращали внимания на агрессивного подростка, тем, что никто не помог истекающему кровью ребёнку, который шёл днём по улице к своим бабушке с дедушкой. Но мне хочется порадоваться тому, что подростки не дали выброситься из окна тому, кто напал на их друзей. К счастью, все живы, хоть и не здоровы, но не злятся на своего товарища, а просто хотят понять причину его агрессии.

Фильм об этом можно посмотреть по этой ссылке.

Сегодня мы будем говорить о том, что делают дети Божьи, чем они отличаются от остальных людей. Но также хочется отметить одно важное качество Бога Отца – Он не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, даже если этот человек тяжело согрешил (Иер.3:14). И подростки в данной истории почувствовали это качество Бога и действовали соответствующе, не дав погубить жизнь cвоему товарищу.

Прочитаем наш сегодняшний текст – 1 Ин.3:1-12 (перевод епископа Кассиана)

1 Посмотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы мы были названы детьми Божиими; и мы уже дети Божии. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные, мы теперь дети Божии, и еще не явлено, что будем. Знаем, что когда Он будет явлен[1], мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя подобно тому, как Он чист.

3 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие.

4 И вы знаете, что Он был явлен, чтобы взять грехи, и греха в Нем нет.

5 Всякий, пребывающий в Нем, не грешит; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

6 Дети, никто да не обманывает вас: кто делает правду – праведен, как Он праведен.

7 Делающий грех – от диавола, потому что диавол грешит от начала. Для того явлен был Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

8 Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рождён.

9 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, также и не любящий брата своего,

10 потому что такова весть, которую вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

11 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. И почему убил его? потому что дела его были злы, а брата его – праведны.

Итак, рассмотрим сегодняшний текст, чтобы увидеть, что в Библии написано о тех, кто называется детьми Божьими. Особенно эту тему подчёркивает строгое повеление Иоанна, с которого начинается данный текст. «Смотрите», – говорит он, более того, данный глагол (εἰδῶ-эйдО) самим Иоанном употребляется в этом послании в значении «познавайте» (2:11, 20, 21, 29; 3:2, 5, 14, 15, 18, 19, 20) и лишь ещё один раз в значении «смотреть» 1Ин.5:16 «Если кто видит брата своего согрешающего…», но и в данном тексте значение данного глагола заключается не столько в физическом наблюдении за братом, но в понимании, что брат грешит.

Дети Божьи познают Бога (3:1-2).

В данном случае мы можем прочитать, о чём говорит апостол Иоанн, о чём следует размышлять, что следует познавать – «какую любовь дал нам Отец». И эта любовь выразилась в том, что мы, во-первых, были наречены детьми Божьими (схожая ситуация в 1Цар.9:9 народ называл пророка прозорливцем), это не наше достижение, не мы сами так себя назвали, а Бог из-за Своей любви. Во-вторых, мы сейчас, в настоящем являемся детьми Божьими. В противопоставление этому «мир»[2] не знает (или «не понимает», «не замечает») нас сейчас, потому что перед этим не познал Его. Наше отличие от «мира» и состоит в том, что мы Бога познали и продолжаем познавать, а «мир» и раньше не познал Бога, а теперь не хочет и нас понимать.

Далее говорится о том, что пока ещё не было открыто, а именно о том, чем мы будем тогда, когда увидим Его, как Он есть. Кое-что об этом нам известно, но так как сквозь зеркало, мы можем лишь предполагать, что будет в будущем. Например, в Флп.3:21 говорится о том, что наше тело преобразится и станет подобным славному телу Иисуса Христа, в Лк.20:34-36 в ответе на вопрос саддукеев о жене семи братьев сказал, что мы будем подобны Ангелам на небесах. Во 2Кор.3:18 говорится о том, что мы преображаемся в Его образ, более того, это Он нас преображает. Но это преображение лишь отчасти, мы лишь верим, но не видим (2Кор.5:7), мы лишь стремимся к совершенству высшего звания (Флп.3:14), стремимся уподобиться Ему здесь, чтобы оказаться с Ним в вечности. И чтобы это сделать, конечно, нужно Его познавать, потому что как же мы можем брать с Него пример, если не знаем, как Он поступает? И, познавая совершенство Бога, мы приходим ко второй важной характеристике детей Божьих, о которой далее пишет Иоанн.

Дети Божьи живут свято (3:3-6).

И это выражается в нескольких делах: во-первых, они «имея надежду», очищают себя, о чём Иоанн подробно написал в первой главе. Познание Бога, Его совершенства, святости, чистоты, любви и других качеств приводит нас к пониманию нашего полнейшего несоответствия, вызывает блаженный плач и печаль, угодную Богу, которая выражается в ревностном стремлении очистить свои грехи, исповедав их. В 4-й главе послания Иакова как раз говорится о таком состоянии смирения и сокрушения перед Богом, очищения рук и исправления сердец («Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» Иак.4:8). И этот процесс не может быть закончен до тех пор, пока наши немощные тела не будут преображены Господом в тела славные и совершенные.

Именно поэтому глаголы, употребляемые Иоанном, находятся в настоящем времени («очищает», «не согрешает», «делает»), как и причастия («имеющий», «делающий», «пребывающий», «согрешающий»). Мы живём в настоящем времени, невозможно, однажды раскаявшись в грехах, больше этого не делать, потому что все мы часто грешим. Кстати, и дьявол тоже «грешит от начала»[3], этот процесс начался в некий момент в прошлом и продолжается и сейчас. Поэтому смущающий некоторых текст «Всякий пребывающий в Нём, не согрешает» (3:6) не означает, что ученики Христа вообще не грешат, а если согрешают, то тут же отпадают от Христа. Это говорит о состоянии сердца христианина, он ни в коем случае не хочет согрешить, а если это и случается, то он оставляет это в прошлом и очищает себя исповедью. В 1-й главе, 10-м стихе говорится, что если мы говорим, что не согрешили, то представляем Бога лживым, в 8-м стихе говорится, что если говорим, что не имеем греха, то обманываем сами себя. То есть, мы имеем грех, и мы согрешили, но это не повод опустить руки, это повод очищать себя, держать себя в узде, осознавая нашу слабость и просить о Господа помощи и заступничества, исповедуя грехи наши.

«Мирские» же люди «делают» грех, они нарушают закон, они промахиваются мимо узкой двери, это их образ жизни. Это выражается в том, что они не борются с грехом или не считают его таковым, это просто часть их существа, о чём мы поговорим немного позднее.

И посреди этого всего – Иисус Христос, который был явлен с целью искупления наших грехов, он взял грехи наши, потому что Он Один мог это сделать, потому что в Нём Самом нет греха. Ведь Он есть Бог, а Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Совершенная жертва, принесённая однажды, очистила нас, чтобы и мы очищали себя каждый день, имея надежду на Него.

И снова, в 6-м стихе говорится о том, что является препятствием к праведной жизни, – если человек не увидел и не познал Христа. В данном случае употребляется глагол совершенного времени (или перфект), который обозначает действие совершённое в прошлом, результат которого виден в настоящем. Буквально, можно перевести так «всякий согрешающий не увидимши и не познавши Христа», впрочем, такая форма глагола в современном русском языке не используется.

Итак, познание Бога ведёт к чистоте жизни верующего, но на этом не останавливается. Следующий шаг, который делают дети Божьи, такой.

Дети Божьи творят праведные дела (3:7-9).

Если бы жизнь христианина была только борьбой с грехами, то это была бы исключительно эгоистичная жизнь. Но Бог создал нас не только на борьбу, но и на добрые дела (Еф.2:10), в этом и состоит праведность, делами человек Божий усовершенствуется, уподобляется таким праведникам, как Авраам, Ной, Даниил и многим другим, в Евр.10:19-24 говорится о том, что, глядя на Иисуса Христа, очистив сердца с верой и верным исповеданием, мы должны быть внимательны друг к другу, поощеряя к любви и добрым делам.

В этом и состоит отличие детей Божьих от детей дьявола – дети Божьи совершают праведные поступки, а те, кто от дьявола, совершают грех. Дети Божьи следуют за Христом, прошедшим праведным путём, ни разу не согрешив, дети дьявола следуют за дьяволом, который «сначала согрешил». В стихе 8-м как раз и говорится об этом, – сначала дьявол согрешил, и все согрешили за ним, а потом явился Сын Божий, чтобы разрушить дела (грехи) дьявола, взять грехи наши, дать людям «семя Его», Святой Дух, Который и вынуждает детей Божьих не грешить, а побуждает совершать праведные поступки.

Один человек хотел разбогатеть, он скопил денег, занял у друзей, взял кредит в банке, и в итоге получил порядка 50 000 долларов. Эти деньги и порядка года времени он потратил на то, чтобы разработать процесс изготовления фальшивых 20 долларовых банкнот. Со своей подругой он, напечатав несколько миллионов долларов, стали разменивать свои фальшивки, но в Лас-Вегасе одна молодая сотрудница казино заметила, что купюра фальшивая, и этот человек был осуждён на 8 лет тюрьмы.

Неправедный человек ищет неправедные пути, он готов тратить свои силы, время и деньги на то, чтобы грешить. Но дети Божьи тратят свои усилия на то, чтобы совершать праведные поступки. И наивысшим проявлением праведности является последняя характеристика детей Божьих, о которой пишет апостол Иоанн.

Дети Божьи любят (3:10-12).

Самая главная заповедь – это любить Бога, а вторая, подобная ей – любить ближнего своего, она же самая сложная. Проблема в том, что мы не знаем, кто есть кто, и даже в церкви мы имеем детей дьявола, о чём красноречиво свидетельствует притча о сорняках (Мф.13:24-30). Но не наше это дело выдёргивать плевелы, если уж ангелам Бог запретил это делать, наше дело – любить. И здесь не стоит сужать значение «друг друга» только членами поместной общины, ведь мы знаем вторую главную заповедь, – любить ближнего, а ближний – это и коллега по работе, и сосед по дому, и незнакомец в транспорте. Иоанн вносит в это повествование яркий пример того, к чему может привести нелюбовь, а также то, как могут проявиться качества дьявольского ребёнка. История Каина и его брата – это история каждого из нас, Иисус в Нагорной проповеди приравнивает гнев к убийству (Мф.5:21-26), а кто из нас не гневался на ближнего своего? Более того, Авель здесь даже не называется по имени, главное в этой истории было то, что он погиб от руки своего родного старшего брата. А ведь Бог предупреждал Каина, чтобы он подчинил себе грех, а не сдался в рабство ему и дьяволу, который является отцом всякого лукавства. Но Каин выбрал путь злых дел, праведные поступки брата раздражали его, вызывали зависть и, в конце концов, привели к убийству. Потомки Каина погибли все до одного во время потопа, а дело Авеля живёт до сих пор, он пример для нас.

В фильме «Остров» Павла Лунгина старый монах, отец Анатолий задаёт своему молодому брату во Христе, отцу Иову вопрос: «За что Каин Авеля убил?», чем вызывает взрыв негодования. Но позже отец Иов понимает, что он не любил отца Анатолия, и это чуть не сгубило его. Раскаявшись и полюбив, он обретает покой в душе.

Любовь к брату и праведность говорят о том, что человек от Бога, о чём также пишет апостол Павел в своём послании к Римлянам. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона. Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». (Рим.13:8-14)

Итак, сегодня мы рассмотрели текст из первого послания апостола Иоанна о том, каковы дети Божьи – они находятся в постоянном познании Бога и Его любви, проявленной наиболее полно в Иисусе Христе, который взял грехи наши и разрушил дела дьявола; они живут свято, осознавая собственное несовершенство по сравнению с Богом, постоянно очищают себя, чтобы приблизиться к Нему, стремятся не грешить; они совершают праведные поступки, имея Духа Святого и держа в памяти своё второе рождение; они любят тех, кто рядом, чтобы не сбиться с пути и не поддаться искушениям лукавого.

Если ты считаешь себя христианином, посмотри на свою жизнь, посмотри на своё сердце, посмотри на свои поступки, сравни с тем, о чём говорит Слово Божье и подумай, насколько ты соответствуешь Божьим ожиданиям.

Другие уроки по первому посланию апостола Иоанна можно прочитать здесь.

P.S. Предлагаю прочитать и выучить Псалом 14 о том, кто будет с Богом.

Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?

Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;

кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего

тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;

кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Делитесь материалами с другими, подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить новых материалов на нашем сайте (форма слева), задавайте вопросы, поддерживайте наш проект любыми доступными способами!

Скачать файл урока в формате pdf.

Скачать файл урока в формате Word (docx).

[1] Другой возможный перевод: “когда это будет явлено”.

[2] в данном случае греческое слово κόσμος «кОсмос» обозначает неверующих

[3] в синодальном переводе ст.8 переведён неточно «сначала дьявол согрешил», глагол ἁμαρτάνει находится в настоящем времени, что означает действие продолжающееся сейчас, слова ἀπὸ ἀρηής точнее перевести «от начала».

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.