12 Случилось же Ему в те дни уйти на гору помолиться, и Он проводил ночь в молитве к Богу,
13 и когда настал день, Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами:
14 Симона, которого и наименовал Петром, и Андрея, брата его, и Иакова, и Иоанна, и Филиппа, и Варфоломея,
15 и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Симона, называемого Зилотом,
16 и Иуду Иаковлева, и Иуду Искариота, который сделался предателем.
17 И спустившись с ними, Он стал на ровном месте, и большая толпа учеников Его и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с побережья Тира и Сидона.
18 Они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих. И мучимые духами нечистыми исцелялись.
19 И вся толпа старалась прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и исцеляла всех.
20 И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил:
21 Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие.
22 Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь.
23 Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди, и когда будут отлучать вас, и поносить вас, и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого.
24 Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небе: ибо так поступали с пророками отцы их.
25 Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше.
26 Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.
27 Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди. Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
(Лук.6:12-26, перевод епископа Кассиана)
Людям почему-то кажется, что христианство – простая вера, не требующая усилий – как интеллектуальных, так и эмоциональных, а также физических. Однако, Иисус Христос учит нас тому, что вера в Бога приводит к серьёзным последствиям, она разделяет и разграничивает многие вещи, которые находятся смешанными в головах многих – границы греха и святости, граница между верующим и неверующим, следующим за Ним и ищущим своего.
И здесь, в начале Нагорной проповеди евангелист Лука идёт путём противопоставлений, которые можно увидеть, если внимательно посмотреть на текст. Одни видны сразу – как противопоставление учеников и неверующих (блаженство верующим и горе (букв. «увы», возглас скорби) неверующим, «нищие-богатые», «алучщие-пресыщенные», «плачущие, ненавидимые, отлучённые, оскорбляемые и гонимые-смеющиеся, о которых говорят хорошо», «как пророки-как лжепророки»; «получите Царство-получили утешение», «будете насыщенны-взалчете», «воссмеётесь-возрыдаете и восплачете», «возрадуетесь и получите награду на небе-здесь получили всё»), пошёл на гору – спустился на ровное место, ночь – в молитве с Богом, день – в служении людям, другие едва заметны – “случилось Христу уйти на гору помолиться” – “Иуда Искариот, который сделался предателем” (здесь, в частности в обоих случаях употребляется глагол εγενετο – аористная форма глагола γινομαι, которая обозначает то, что какое-то событие совершится в будущем, но имеет основу в настоящем). Слово Божье – меч обоюдоострый (Евр.4:12), оно разделяет людей, отделяет “овец” от “козлов” (интересно, что козлы в Палестине во времена Иисуса, как правило были чёрные и отделить их от светлых овец не составляло труда в отличие от времён пратотца Иакова – Быт.30, впрочем, это только предположение).
Но Иисус, будучи живым Словом тоже противопоставляет, разделяет, отделяет и выделяет – мы здесь видим, что Он выбрал апостолов, которых отделил от “большой толпы учеников” для того, чтобы им быть посланниками и проповедниками Царства Божия. И это нормально, не все же апостолы (1Кор.12:29), но Он продолжает разделять – ученики пришли, чтобы послушать Его, а толпа народа пришла, чтобы получить исцеление. И, возможно, склонившись над последним больным, Иисус вдруг поднимает глаза и смотрит на учеников Своих, чтобы сказать им что-то, что должно быть в их сердце всегда.
В начале своего Евангелия Лука пишет о блаженной Марии, поверившей Господу несмотря на всю двусмысленность положения, в котором она окажется, забеременев до того, как началась её супружеская жизнь. И здесь блаженство поверивших Христу кажется невероятным, ведь они плачут, они алчут, но это было бы ещё не так страшно, как то, что их ненавидят, гонят, обзывают, выгоняют – всё ради Христа. Иисус учит нас смотреть не на то, что здесь и сейчас, как неверующие – они в этой жизни находят радость и утешение, они сейчас радуются своим достижениям и хорошей репутации, и большего им не надо. Радость же учеников Христа – в другом, ученики сейчас как бы и не радуются и не пользуются этим миром (1Кор.7:29-31), потому что знают, что нынешнее проходит, наступает вечное, но ещё возрадуются в тот день, когда встретятся с любимым Учителем.
И верующему в Христа надо вслушаться в Его слова и посмотреть в своё сердце, задать себе неудобные вопросы: нахожу ли я утешение и радость только в материальном благополучии или уважении со стороны людей? Ищу ли я истины о Боге как самой драгоценной жемчужины? Готов ли я отдать всё, что у меня есть, ради веры в Господа? Молюсь ли я не только, когда плохо, но и когда радостно, когда нужно принять важное решение, когда я благодарен, когда я в скорби – в общем, всегда?
Иисус смотрит на Своих учеников и говорит им о том, как понять, кто дети Божьи, а кто нет, кто возрадуется, а кто возрыдает, но будет уже поздно. Иисус готов исцелить от болезней, избавить от проблем, но если это всё, что тебе нужно, ты стоишь на опасном пути, на широкой дороге, идущей в погибель, если ты не собираешь с Ним, то расточаешь и, на самом деле, несчастнейший из людей (1Кор.15:19).
Делитесь нашими материалами с другими, подписывайтесь, заходите ещё!
Всего наилучшего во Христе!