Окружающий мир полон различных подделок, например, китайские товары долгое время были, а порой и сейчас остаются примером того, как при помощи известного бренда продавать свои малоизвестные дешёвые подделки. Реклама предлагает подделки иного рода, в ней, как правило, предлагается поверить, что через потребление человек может обрести, что действительно ценное. Но покупка новой машины не придаст уверенности трусливому человеку, а газированный напиток не поможет приобрести новых друзей. Есть подделки, вред от которых может стоит здоровья и даже жизни – поддельные лекарства и продукты питания – не укрепляют и не лечат, а порой и калечат. Бог же предупреждает вас, что этот мир предлагает замену Тому, вера в Которого означает вечную жизнь, – Господу Иисусу Христу. Но Бог не только говорит об этом, Он действует, чтобы спасти как можно большее количество людей.
Какие же действия осуществляет Бог для защиты христиан от обмана?
Наш сегодняшний текст из первого послания апостола Иоанна рассказывает об этом.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения))[1] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.
(1Иоан.4:1-6, син.пер.)
2 Духа Божия (
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.
(1Иоан.4:1-6, син.пер.)
1 Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков вышло в мир.
2 Вы познаёте Духа Божия так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога,
3 и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь он уже в мире.
4 Вы же от Бога, дети, и победили их, потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира; поэтому они говорят по-мирски, и мир их слушает.
6 Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По этому мы узнаём духа истины и духа заблуждения.
(1Иоан.4:1-6, перевод Кассиана)
2 Вы познаёте Духа Божия так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога,
3 и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь он уже в мире.
4 Вы же от Бога, дети, и победили их, потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира; поэтому они говорят по-мирски, и мир их слушает.
6 Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По этому мы узнаём духа истины и духа заблуждения.
(1Иоан.4:1-6, перевод Кассиана)
Бог защищает христиан активно участвуя в их жизни, Его действия состоят в следующем:
1. Он меняет жизнь верующих
Жизнь с Богом удивительным образом меняет жизни верующих, и если это не происходит лично у вас, вам стоит проверить, насколько вы подчиняетесь Его воле. Бог дал верующим потрясающую истину о том, как обрести вечную жизнь в Сыне Его, и для того, чтобы истинная вера не погибла в них, меняет их жизнь самым радикальным образом.
Когда Иисус говорил в Нагорной проповеди о верующих в Него, Он использовал образ светильника, ярко светящего всем вокруг. И свет этот – свет дарованный Богом, именно Он зажигает его, и жизнь человека приобретает особые качества.
Одна женщина решила научиться прощать своего мужа за то, что он порой неаккуратен, но однажды он пролил кофе на новую белоснежную скатерть. Первой её реакцией было обругать его и ударить, как было раньше, но она сказала: “чтоб у тебя была такая зарплата, чтобы ты мог мне покупать сто скатертей в месяц”. Муж буквально остолбенел от такой реакции.Муж сам вызвался сходить в магазин, а он принципиально не ходил за продуктами уже 2 года, т. к. я всегда орала что продукты не те, не того качества, фирмы изготовителя и т. п. и он просто игнорировал мои приказы сходить в магазин, а тут сам вызвался. Но самое главное он пришел из магазина и принес мне цветы, ну как цветы, одну кривенькую розочку, но меня чуть не парализовало в тот момент. Т. к. мой муж не дарил мне вообще НИЧЕГО уже 10 лет, после последней ссоры из-за подарка. Я была действительно счастлива!!! Сейчас он вернулся ко мне в спальню, и мы спим вместе, хотя полгода спали в разных комнатах, а в воскресенье с утра даже принес мне кофе в постель, прямо как 10 лет назад.
Такова сила прощения даже среди неверующих, тем сильнее Бог меняет жизнь верующих людей, они начинают жить совершенно по-другому.
Верующие живут в любви
Во-первых, они любят и любимы, начиная эту часть своего послания, апостол Иоанн обращается к своим читателям “Возлюбленные”. И это свет той любви, которую показал Бог людям, Сам Бог обращался так к Иисусу Христу, Сын Мой Возлюбленный (например, Мф.3:17), также обращается апостол Павел к христианам, возлюбленные Богом (например, Рим.1:7), Иаков (Иак.1:16), Пётр (1Пт.2:11), Иуда (Иуд.1:3).
И эта любовь проявляется не только в благочестивых обращениях, ранее мы читали, что проявление любви – это знак перехода от смерти к жизни, и эта любовь проявляется в деле и истине.
Таким образом, Иоанн подаёт пример верного отношения христиан друг к другу.
Верующие приняты Богом
Во-вторых, с этого момента Бог называет людей, поверивших в него, своими детьми (Ин.1:12-13), и Он поручает им быть Его представителями, Иоанн здесь напоминает об этом, “Вы же от Бога, дети…”. Когда Иисус молился (Ин.17), Он говорил о единстве, совершенном единстве Бога Отца и Его Самого, а также говорил о том, что посылает Своих учеников в мир, как представителей и глашатаев Царства Божьего.
Таким образом, апостол верующие обретают уверенность в Боге.
Верующие знают Бога
В-третьих, христиане отличаются тем, что они знают Бога, познают Его, Павел, наставляя Тимофея в развитии даров, полученных при возложении рук от Духа Святого, говорил о постоянном познании через чтение, увещание и учение, чтобы успех был очевиден для всех (1Тим.4:12-16), вникать в себя и в учение.
Бог пребывает в верующих
В-четвёртых, верующие обретают Духа Святого, Который наставляет их, помогает познавать истину и распознавать ложь, во второй главе Иоанн уже говорил о том, что через помазание Духом, и это приносит совершенное знание для противостояния лжеучениям.
2. Он приказывает противостоять лжи.
Ложь, искажение истины, прямой обман, лукавство – многие люди живут в этом и даже не замечают, что это убивает их веру, разрушает отношения и позорит славное имя Божье. В настоящее время достаточно редко можно услышать ревностное отношение к Слову Божьему и к истине, чаще происходит так, что люди склонны соглашаться и не спорить, чтобы не испортить отношения и прослыть излишне критичным.
Англиканский теолог, Гарри Блэмирес, в середине прошлого века написал следующее:
В наше время считают, что ваше мнение — это ваше личное дело. В области религии и морали мы быстро скатываемся к интеллектуальной анархии и уже не понимаем, чем истина отличается от лжи. В самом деле, слова истинно и ложно постепенно (и это логично) подменяются словами приятно и неприятно…
Так часто христиане не заботятся о том, чтобы искать истину, а тем более защищать её, и нападки на Церковь со стороны тёмных сатанинских сил начались с того момент, как появились первые христиане. В заключительных наставлениях Тимофею (2Тим.4), в последних написанных словах апостола Павла своему верному другу и помощнику, он признаёт, что многие люди оставили истину. И если проследить, насколько ревностно Павел защищал истину, можно понять, что рядом с ним многим было некомфортно, потому что он не старался угодить людям, но только Богу, чтобы верно передать истину, полученную от Него. Он пишет, что люди склонны выбирать себе таких учителей, которые бы льстили слуху и рассказывали басни, но перед Богом нужно проповедовать слово, Его слово – верно и точно.
Апостол Иоанн передаёт то же послание своим читателям, он передаёт приказ от Бога – “не всякому духу верьте, но испытывайте духов”. Здесь, в своём последнем, 6-м поручении, Иоанн употребляет глагол в императиве δοκιμάζετε (докимАдзете), который означает употребление усилий для проверки и испытаний духов. Также он говорит “не верьте”, в то же время, несколькими стихами ранее он говорит о том, что заповедь Божья – верить во имя Иисуса Христа. Чтобы понять разницу между тем, во что можно и нужно верить, и тем, что ложно, нужно употреблять усилия – усилия для познания и защиты истины.
Испытывать духов, проверять веру.
Во-первых, нужно испытывать духов на соответствие их божественным стандартам, но сначала посмотрим, что же это за духи такие. Предыдущая глава закончилась словами о духе, пребывающем в верующих людях, о Духе Святом. В Библии же слово πνεύμα употребляется весьма широко, например, Ангелы названы “служебными духами” (Евр.1:14), есть также “дух князя в сынах противления” (Еф.2), мы читаем о борьбе плоти и духа (Гал.5:17, Гал.3:3), Иисус оживает духом (1Пт.3:18), Иоанн был “в духе”, получая откровение (Откр.1:10), Бог назван “Отцом духов” (Евр.12:9), тело без духа мертво (Иак.2:26), есть “молчаливый дух” (1Пт.3:4).
Если брать самую, по мнению автора, простую концепцию человек состоит из трёх частей – плоть (разум, желания, потребности), дух (воля, чувства, мысли) и некое вместилище, которое заполняется либо Богом, либо духом антихриста. И состояние первых двух частей зависит от того, чем наполнена эта третья часть, первые две части у всех людей одинаковы и имеются, а третья может отличаться.
Теперь дадим определение антихристу. Вопреки распространённому мнению антихрист – это не тот, кто ПРОТИВ Христа, приставка “анти” говорит о том, что это тот, кто ВМЕСТО Христа. Это важно понимать, потому что не существует возможности находиться в “серой” зоне, человек либо с Христом, либо с князем этого мира.
Познавать Бога.
В стихе втором мы в синодальном переводе читаем “Духа Божия узнавайте так…”, если прочитать в греческом оригинале, можно увидеть, что здесь нет императива, в переводе Кассиана это отражено “Вы познаёте Духа Божия так…”. Таким образом, христиане находятся в постоянном познании Бога, в частности они понимают, что пришествие Иисуса Христа во плоти, – это то, что влияет на их жизнь сейчас, об этом, кстати, намекает перфект, время причастия “пришедшего”, обозначающее событие в прошлом, которое влияет на настоящее. Для того, чтобы определить истинность учения, необходимо иметь для этого инструменты, главным из которых является постоянное познание Бога, о котором написано в 1-м Псалме, блаженный человек пребывает в Слове Божьем “день и ночь”, оно сопровождает верующего на работе, в дороге, в семье, на богослужении и после него.
Исповедовать Иисуса Христа.
Различать ложь можно по тому, говорит ли дух об Иисусе Христе, слово “исповедовать” (гр.ὁμολόγει) обозначает открытое признание, прославление и согласие. Важно отметить, что верующий признаёт Христа во всём, говорит о человеческом воплощении, о жизни, смерти, воскресении, об очищении грехов Кровью Его, а дух заблуждения принадлежит антихристу и не исповедует, что выражается в том, что так или иначе Благая Весть о Христе извращается, искажается, недоговаривается или не возносится слава Богу.
В Мф.5:16 Иисус призывает своих людей своими делами приносить славу Богу, чтобы Ему возносилась слава, исповедь Иисуса Христа – это не только слова, это не только верная догматика, это действия, направленные на прославление Бога.
Знать о действиях злых сил.
Очень часто верующие довольно беспечны, хотя Иисус говорил не только о простоте голубей, но и о мудрости змей (Мф.10:16), верующим следует помнить, что мы как овцы среди волков, что враг наш как лев рыкающий (1Пт.5:8), что мы находимся в постоянной опасности, и силы зла противостоят нам постоянно.
Конечно, не нужно стараться познать зло, о чём Иоанн предупреждает в начале своего послания, дети Божьи должны стремиться к святости. Но, при этом, нужно помнить, что духовные доспехи и меч истины всегда должны быть готовы для отражения ударов сатаны.
Побеждать зло силой Божьей.
Иногда люди считают, что сила воли и упорство могут помочь в борьбе с грехом, однако Павел, наставляя Тимофея (1Тим.4:8) говорит, что телесные упражнения мало полезны, он употребляет слово ολίγον, которое имеет значения “малый, малочисленный, кратковременный”, но нужно иметь благочестие, благоговенное почтение к Богу. Иоанн говорит о том же, он говорит, что победа верующего в том, что Тот, Кто в них больше того, кто в мире. И именно осознание величия Бога приносит победу над миром, вера в Бога – это победа над миром, о чём Иоанн писал ранее.
Говорить истину, противостоять ошибочным учениям.
Важно помнить, что истину не нужно хранить внутри себя, она требует распространения, пророк Иеремия рассказывает о том, как это происходило у него:
И подумал я: `не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его’; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
(Иер.20:9)
(Иер.20:9)
У него были мысли о том, чтобы не напоминать о Боге, но он просто не мог это осуществить, человек, который имеет живые отношения с Богом, не может молчать, это будет сжигать его изнутри, это огонь, который невозможно сохранить в себе. И здесь есть всего два пути – путь к погибели, который заключается в том, чтобы погасить этот огонь, перестать искать Бога, перестать молиться, перестать изучать Писание; путь к жизни – говорить истину: говорить её не только неверующим, но и верующим. Тот же Иеремия говорил народу Божьему, но его не слушали, и Бог сказал, что его не будут слушать, потому что люди эти обречены на погибель, но ему всё равно надо говорить, потому что в этом воля Божья. Вы можете говорить, потому что хотите привести человека к Богу, и это неверная мотивация, вы можете говорить, потому что это принято в вашей общине, и это тоже неверно, это лицемерие. Говорить истину о Боге нужно только по одной причине – потому что в этом состоит Его воля. И точно так же нужно противостоять мирской мудрости, дешёвой популярности и человекоугодничеству. Если мы вспомним ещё раз апостола Павла в конце его пути, то поймём, что согласно современным стандартам духовности многих называющихся христианами он был полным неудачником – многие его ученики оставили его, многие церкви, которые были основаны с его участием погрязли в лжеучениях, грехах, презирали его за его мнимые слабости, не признавали его апостолом, считали слабым и немощным. Павел по всей видимости имел серьёзные проблемы со здоровьем, его побивали камнями, он был вынужден много работать, много раз сидел в тюрьме, в самые тяжёлые моменты все оставили его (2Тим.4:16), он знал, что смерть его близка. Но, как и его Господь Иисус Христос он просит о милости к предателям, он призывает и заклинает об одном – проповедовать слово Божье верно и безошибочно.
Слушать верующих.
Завершается эта часть послания Иоанна весьма вдохновляюще – ранее в тексте было написано, что христианину нужно говорить, а теперь написано, что нужно также слушать, это умение показывает, что человек “от Бога” слушает “знающих Бога”. В первой главе послания Иакова говорится о том, что дети Божьи должны уметь слушать больше, чем говорить (Иак.1:19-20), это, кстати, помогает избегать многих споров и проявлений гнева. Более того, апостол Иоанн говорит, что умение слушать – это признак истины, потому что верующий учится слушать через изучение Писания и через молитвы, учится слушать и слышать истину, поэтому такому человеку легче её же слышать и от людей.
Итак, сегодня вы услышали, что Бог уже изменил ваши жизни, вы – свет миру, вы любимы, и Бог принял вас, узнал находится в вас. И Он приказывает вам вступить в борьбу за Его истину, познавать Его, знать об опасностях и исповедовать Иисуса Христа.
[1] В оригинальном тексте данные слова отсутствуют
Файл Word
Файл PDF