Очень часто христиан и христианство упрекают в том, что они – обуза для мира, потому что они тратят много времени на различные ритуалы, но при этом не создают чего-то действительно прекрасного или важного или полезного. Конечно, в этом утверждении мало истины, ведь мало кто будет спорить о несомненных достоинствах таких людей, как композитор Иоганн Себастьян Бах, который был лютеранином или математик, механик и физик Блез Паскаль, который был католиком, писатель Лев Толстой и другие. Однако, кроме этих выдающихся людей среди тех, кто называет себя христианином, есть множество тех, для которых вера в Иисуса Христа – это дань традиции, суеверные ритуалы вроде пасхальных яиц или крещенской воды или просто название, не имеющее никакого внутреннего содержания.
Некоторые считают, что хорошим показателем нравственного состояния общества является его отношения к наиболее слабым в социальном отношении людям – детям, старикам, сиротам, инвалидам. Согласно статистике в России порядка 76% населения относят себя к христианам, что должно было бы свидетельствовать о высоком нравственном уровне, но, в то же время, лишь порядка 10% детей, попавших в детские дома адаптируются в нашем обществе. Похоже, что большинство людей, называющих себя христианами, таковы лишь на словах.
Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий христианин и как он должен проявлять свою веру. Прочитаем следующий текст из послания апостола Иоанна:
13 Не дивитесь, братья, если ненавидит вас мир.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Не любящий пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей.
16 Мы познали любовь в том, что Он положил душу Свою за нас. И мы должны полагать душу за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде и затворит от него сердце свое, как пребывает в нем любовь Божия?
18 Дети, будем любить не словом и не языком, но делом и истиной.
19 По этому мы узнаем, что мы — от истины и успокоим пред Ним сердце наше,
20 в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё.
21 Возлюбленные, если сердце не осуждает нас, мы имеем дерзновение пред Богом,
22 и что бы мы ни просили, получаем от Него, потому что заповеди Его соблюдаем и угодное пред Ним делаем.
23 И заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга по заповеди, которую Он нам дал.
24 И соблюдающий заповеди Его в Нем пребывает, и Он — в том. И, что Он пребывает в нас, мы узнаём по Духу, Которого Он нам дал.
(1Иоан.3:13-24, перевод епископа Кассиана)
Вера в Иисуса Христа — жертвенная жизнь (ст.13-16)
Эта часть послания начинается с повеления апостола Иоанна не удивляться ненависти мира, это уже 5-е повеление автора (напомним, 1-е — «не любите мира» (1Ин.2:15), 2-е — «пребывайте в Нём (Иисусе Христе-прим.авт.)» (1Ин.2:24,28-29); 3-е — «смотрите, какую любовь дал нам Отец» (1Ин.3:1); 4-е — «да не обольщает вас никто» (1Ин.3:7). Здесь Иоанн повторяет слова своего Учителя (Ин.15:18-19), когда Он объяснял, что такое дружба с Ним, и нам нужно напоминать себе, что неудивительно, что у нас бывают проблемы и сложности, когда мы проявляем свои убеждения и стараемся жить свято. Но нам нужно быть благодарным, что испытания наши не так тяжелы, они по силе нам по милости Божьей (1Кор.10:13), Бог не позволяет миру, который нас ненавидит, уничтожить нашу веру.
Дальше мы видим важную характеристику в жизни каждого христианина, — любовь к братьям, она является следствием того, что мы перешли «из смерти в жизнь». В данном случае, глагол «перешли» связан с глаголом «любим» через слово «потому что», то есть, «переход» имеет длительное действие, он влияет на настоящую жизнь. Если же не влияет, то человек и не любит и находится в смерти. Таким же образом, глагол «знаем» стоит в перфекте, времени, которое обозначает событие произошедшее в прошлом и влияющее на настоящее. Наше знание о переходе в жизнь должно влиять на наши поступки, благодарность за спасение от бессмысленной жизни должна побуждать к служению ближнему. И чтобы оно влияло, конечно, нужно напоминать себе, изучая Писания и благодаря в молитве Богу за Его милость.
Далее мы видим, что Иоанн употребляет очень яркое слово — «человекоубийца», которое в Евангелии было употреблено по отношению к дьяволу (Ин.8:44). Таким образом, апостол, следуя примеру Иисуса Христа, чётко разделяет всех людей на тех, кто любит братьев и является детьми Божьими, и тех, кто ненавидит и принадлежит дьяволу. И вечная жизнь, которая могла бы пребывать в человеке, ускользает из-за отсутствия любви, человек не любящий, её не имеет, как и дьявол.
Заканчивая рассмотрение этой части текста, в ст.16 мы видим лучший пример того, как нужно любить — это пример Господа нашего, Иисуса Христа, — Он отдал жизнь Свою за нас. И, будучи Его учениками, мы должны делать то же самое, полагая наши жизни за братьев.
Вера в Иисуса Христа — помощь в насущных нуждах (ст.17-18)
В следующих двух коротких стихах заключена вся наша жизнь. Задавая риторический вопрос «как пребывает в том любовь Божья?», Иоанн приводит очень понятную ситуацию — один человек имеет достаток, имущество, другой имеет нужду. Имеющий достаток видит проблемы нуждающегося и затворяет от него своё сердце. Интересно, что словом «сердце» здесь переведено греческое слово σπλάγχνα (сплАгхна), которое буквально обозначает «внутренности», а в переносном смысле «милосердие», «внутреннею часть человеческой души». Интересно, что в контексте жадности это слово употребляется авторами Септуагинты в Пр.12:10, Иер.51:13, но, наверное, самое шокирующее место с этим текстом находится в книге Деяний, где описывается ужасная смерть Иуды Искариота (Деян.1:18) и говорится, что он получил «неправедную мзду», что намекает на то, что он совершил предательство из-за банальной жадности, о чём также свидетельствует его упрёк женщине, возлившей драгоценные благовония на Иисуса. О том же говорит апостол Павел, упрекая коринфян в том, что они стеснили свои сердца (2Кор.6:11-13).
В нашей жизни мы можем пойти по тому же пути, думая что кто-то другой позаботится о нуждающихся братьях и сёстрах, о чём также говорит Иаков (Иак.2:15-16). Нам проще говорить о духовных вещах, чем просто дать денег, купить еды или одежды для тех, кто в нужде. Мы желаем проверять, куда пойдут наши деньги вместо того, чтобы просто отдать, мы ждём, что нас попросят, не задумываясь о том, что это может быть очень неудобно. Далее, в стихе 18 как раз говорится об этом — любить надо не словами и речами, но «делом и истиной», а это означает удовлетворять две насущные человеческие нужды — нужду физическую (деньги, еда, одежда, жильё) и нужду духовную (сочувствие, назидание и укрепление Словом Божьим с любовью (Еф.4:25, 1Кор.6:14).
Каждый верующий в Иисуса Христа человек имеет духовные дары, некоторые также имеют дар зарабатывать деньги, Иоанн здесь призывает пользоваться тем, что мы имеем, помогая тем, кто находится в нужде.
Вера в Иисуса Христа — покой и упование на Бога (ст.19-22)
Далее Иоанн пишет о том, что будет, в стихе 19 глаголы «узнаем» и «успокаиваем» стоят в греческом оригинале в будущем времени, а это означает, что сейчас верующий человек находится в некотором сложном состоянии, когда ещё не усовершенствовался до конца, как будет при принятии Богом к себе, но в то же время понимает свою греховность и несовершенство. Как же в такой ситуации успокоить своё сердце, которое крайне испорчено, и мы понимаем, что каждый день грешим, а Бог, в то же время, ненавидит грех. Там, с Богом, мы, конечно, узнаем и успокоимся, но что делать сейчас?
Стих 20 вообще кажется непонятным, какое может быть утешение в том, что Бог знает всё? Если наше собственное сердце осуждает нас, то Бог, несомненно должен осудить гораздо строже. Но ответ становится понятным, исходя из контекста всего нашего отрывка — мы читали ранее, что Иисус отдал Свою жизнь нас (ст.16), зная, каковы мы. Павел в послании Римлянам пишет об этом достаточно ясно в 5-й главе (здесь стих 8) — «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:1-11). То есть, Бог абсолютно точно знает цену нам, но, тем не менее, из-за любви посылает Христа, чтобы спасти нас. И если святой и непорочный Бог проявляет к нам такую любовь, то и нам не стоит унывать, когда наше сердце осуждает нас. Конечно, нужно помнить то, о чём мы читали ранее, в 1-й главе, о том, что мы, конечно, грешники, но, исповедуя грехи, мы прощаемы Богом (1Ин.1:8-10).
Стихи 21-22 поначалу кажутся просто потрясающими — что ни попросим, получим, но здесь надо помнить о том, о чём говорится в Иак.4:1-10, а также о том, что время и обстоятельства, в которых мы получим просимое, определяются Богом, и мы никаким образом не можем повлиять на Его решение. В конце концов, верный Богу человек, нищий духом, будет просить о том, чтобы угодить Богу, не согрешать, сделаться святым духом и телом, и Бог, конечно даст просимое в своё время.
Вера в Иисуса Христа — исполнение заповедей и любовь к ближним (ст.23-24)
Заповедь веры в Иисуса Христа — это главная тема этого послания, это то, что обязательно нужно понять и принять, прочитав его. А причина этого, что только через веру в Иисуса Христа человек получает вечную жизнь (1Ин.5:13), это единственный путь. Изучая следующую главу, мы увидим, какая это должна быть вера и в какого Иисуса, а также более подробно прочитаем о любви, о которой говорится в этих стихах.
Здесь же мы читаем о том, что уже не раз упоминалось в этом послании, — вера, любовь, исполнение заповедей — это процесс, который должен продолжаться каждое мгновенье жизни христианина, чтобы мы любили, не думая, что это процесс, в котором можно сказать, что дальше можно уже не любить, потому что всё уже сделано. А также, чтобы мы сохраняли заповеди, потому что пока мы их сохраняем и исполняем, мы и находимся в Нём, и «дух, который Он дал нам» пребывает в нас. И этот процесс закончится только тогда, когда закончится само время.
Итак, мы увидели, в чём состоит заповедь, которая приносит вечную жизнь, а также то, что это означает — жертвенная жизнь, помощь в насущных нуждах, покой и упование на Бога, праведная жизнь и любовь к ближнему. Будем христианами не только по названию, но по делам и по истине, которую мы возвещаем!
Делитесь нашими материалами с друзьями, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы и поддерживайте нас по желанию и по возможности!