Вера в Иисуса Христа и заповедь жизни. (1Ин.3:13-24)

Очень часто христиан и христианство упрекают в том, что они – обуза для мира, потому что они тратят много времени на различные ритуалы, но при этом не создают чего-то действительно прекрасного или важного или полезного. Конечно, в этом утверждении мало истины, ведь мало кто будет спорить о несомненных достоинствах таких людей, как композитор Иоганн Себастьян Бах, который был лютеранином или математик, механик и физик Блез Паскаль, который был католиком, писатель Лев Толстой и другие. Однако, кроме этих выдающихся людей среди тех, кто называет себя христианином, есть множество тех, для которых вера в Иисуса Христа – это дань традиции, суеверные ритуалы вроде пасхальных яиц или крещенской воды или просто название, не имеющее никакого внутреннего содержания.

Некоторые считают, что хорошим показателем нравственного состояния общества является его отношения к наиболее слабым в социальном отношении людям – детям, старикам, сиротам, инвалидам. Согласно статистике в России порядка 76% населения относят себя к христианам, что должно было бы свидетельствовать о высоком нравственном уровне, но, в то же время, лишь порядка 10% детей, попавших в детские дома адаптируются в нашем обществе. Похоже, что большинство людей, называющих себя христианами, таковы лишь на словах.

Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий христианин и как он должен проявлять свою веру. Прочитаем следующий текст из послания апостола Иоанна:

13 Не дивитесь, братья, если ненавидит вас мир.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Не любящий пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в нем пребывающей.
16 Мы познали любовь в том, что Он положил душу Свою за нас. И мы должны полагать душу за братьев.

17 А кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде и затворит от него сердце свое, как пребывает в нем любовь Божия?
18 Дети, будем любить не словом и не языком, но делом и истиной.

19 По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше,
20 в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё.
21 Возлюбленные, если сердце не осуждает нас, мы имеем дерзновение пред Богом,
22 и что бы мы ни просили, получаем от Него, потому что заповеди Его соблюдаем и угодное пред Ним делаем.

23 И заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга по заповеди, которую Он нам дал.
24 И соблюдающий заповеди Его в Нем пребывает, и Он – в том. И, что Он пребывает в нас, мы узнаём по Духу, Которого Он нам дал.
(1Иоан.3:13-24, перевод епископа Кассиана)

Вера в Иисуса Христа – жертвенная жизнь (ст.13-16)

Эта часть послания начинается с повеления апостола Иоанна не удивляться ненависти мира, это уже 5-е повеление автора (напомним, 1-е – “не любите мира” (1Ин.2:15), 2-е – “пребывайте в Нём (Иисусе Христе-прим.авт.)” (1Ин.2:24,28-29); 3-е – “смотрите, какую любовь дал нам Отец” (1Ин.3:1); 4-е – “да не обольщает вас никто” (1Ин.3:7). Здесь Иоанн повторяет слова своего Учителя (Ин.15:18-19), когда Он объяснял, что такое дружба с Ним, и нам нужно напоминать себе, что неудивительно, что у нас бывают проблемы и сложности, когда мы проявляем свои убеждения и стараемся жить свято. Но нам нужно быть благодарным, что испытания наши не так тяжелы, они по силе нам по милости Божьей (1Кор.10:13), Бог не позволяет миру, который нас ненавидит, уничтожить нашу веру.

Дальше мы видим важную характеристику в жизни каждого христианина, – любовь к братьям, она является следствием того, что мы перешли “из смерти в жизнь”. В данном случае, глагол “перешли” связан с глаголом “любим” через слово “потому что”, то есть, “переход” имеет длительное действие, он влияет на настоящую жизнь. Если же не влияет, то человек и не любит и находится в смерти. Таким же образом, глагол “знаем” стоит в перфекте, времени, которое обозначает событие произошедшее в прошлом и влияющее на настоящее. Наше знание о переходе в жизнь должно влиять на наши поступки, благодарность за спасение от бессмысленной жизни должна побуждать к служению ближнему. И чтобы оно влияло, конечно, нужно напоминать себе, изучая Писания и благодаря в молитве Богу за Его милость.

Далее мы видим, что Иоанн употребляет очень яркое слово – “человекоубийца”, которое в Евангелии было употреблено по отношению к дьяволу (Ин.8:44). Таким образом, апостол, следуя примеру Иисуса Христа, чётко разделяет всех людей на тех, кто любит братьев и является детьми Божьими, и тех, кто ненавидит и принадлежит дьяволу. И вечная жизнь, которая могла бы пребывать в человеке, ускользает из-за отсутствия любви, человек не любящий, её не имеет, как и дьявол.

Заканчивая рассмотрение этой части текста, в ст.16 мы видим лучший пример того, как нужно любить – это пример Господа нашего, Иисуса Христа, – Он отдал жизнь Свою за нас. И, будучи Его учениками, мы должны делать то же самое, полагая наши жизни за братьев.

Вера в Иисуса Христа – помощь в насущных нуждах (ст.17-18)

В следующих двух коротких стихах заключена вся наша жизнь. Задавая риторический вопрос “как пребывает в том любовь Божья?”, Иоанн приводит очень понятную ситуацию – один человек имеет достаток, имущество, другой имеет нужду. Имеющий достаток видит проблемы нуждающегося и затворяет от него своё сердце. Интересно, что словом “сердце” здесь переведено греческое слово σπλάγχνα (сплАгхна), которое буквально обозначает “внутренности”, а в переносном смысле “милосердие”, “внутреннею часть человеческой души”. Интересно, что в контексте жадности это слово употребляется авторами Септуагинты в Пр.12:10, Иер.51:13, но, наверное, самое шокирующее место с этим текстом находится в книге Деяний, где описывается ужасная смерть Иуды Искариота (Деян.1:18) и говорится, что он получил “неправедную мзду”, что намекает на то, что он совершил предательство из-за банальной жадности, о чём также свидетельствует его упрёк женщине, возлившей драгоценные благовония на Иисуса. О том же говорит апостол Павел, упрекая коринфян в том, что они стеснили свои сердца (2Кор.6:11-13).

В нашей жизни мы можем пойти по тому же пути, думая что кто-то другой позаботится о нуждающихся братьях и сёстрах, о чём также говорит Иаков (Иак.2:15-16). Нам проще говорить о духовных вещах, чем просто дать денег, купить еды или одежды для тех, кто в нужде. Мы желаем проверять, куда пойдут наши деньги вместо того, чтобы просто отдать, мы ждём, что нас попросят, не задумываясь о том, что это может быть очень неудобно. Далее, в стихе 18 как раз говорится об этом – любить надо не словами и речами, но “делом и истиной”, а это означает удовлетворять две насущные человеческие нужды – нужду физическую (деньги, еда, одежда, жильё) и нужду духовную (сочувствие, назидание и укрепление Словом Божьим с любовью (Еф.4:25, 1Кор.6:14).

Каждый верующий в Иисуса Христа человек имеет духовные дары, некоторые также имеют дар зарабатывать деньги, Иоанн здесь призывает пользоваться тем, что мы имеем, помогая тем, кто находится в нужде.

Вера в Иисуса Христа – покой и упование на Бога (ст.19-22)

Далее Иоанн пишет о том, что будет, в стихе 19 глаголы “узнаем” и “успокаиваем” стоят в греческом оригинале в будущем времени, а это означает, что сейчас верующий человек находится в некотором сложном состоянии, когда ещё не усовершенствовался до конца, как будет при принятии Богом к себе, но в то же время понимает свою греховность и несовершенство. Как же в такой ситуации успокоить своё сердце, которое крайне испорчено, и мы понимаем, что каждый день грешим, а Бог, в то же время, ненавидит грех. Там, с Богом, мы, конечно, узнаем и успокоимся, но что делать сейчас?

Стих 20 вообще кажется непонятным, какое может быть утешение в том, что Бог знает всё? Если наше собственное сердце осуждает нас, то Бог, несомненно должен осудить гораздо строже. Но ответ становится понятным, исходя из контекста всего нашего отрывка – мы читали ранее, что Иисус отдал Свою жизнь нас (ст.16), зная, каковы мы. Павел в послании Римлянам пишет об этом достаточно ясно в 5-й главе (здесь стих 8) – “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим.5:1-11). То есть, Бог абсолютно точно знает цену нам, но, тем не менее, из-за любви посылает Христа, чтобы спасти нас. И если святой и непорочный Бог проявляет к нам такую любовь, то и нам не стоит унывать, когда наше сердце осуждает нас. Конечно, нужно помнить то, о чём мы читали ранее, в 1-й главе, о том, что мы, конечно, грешники, но, исповедуя грехи, мы прощаемы Богом (1Ин.1:8-10).

Стихи 21-22 поначалу кажутся просто потрясающими – что ни попросим, получим, но здесь надо помнить о том, о чём говорится в Иак.4:1-10, а также о том, что время и обстоятельства, в которых мы получим просимое, определяются Богом, и мы никаким образом не можем повлиять на Его решение. В конце концов, верный Богу человек, нищий духом, будет просить о том, чтобы угодить Богу, не согрешать, сделаться святым духом и телом, и Бог, конечно даст просимое в своё время.

Вера в Иисуса Христа – исполнение заповедей и любовь к ближним (ст.23-24)

Заповедь веры в Иисуса Христа – это главная тема этого послания, это то, что обязательно нужно понять и принять, прочитав его. А причина этого, что только через веру в Иисуса Христа человек получает вечную жизнь (1Ин.5:13), это единственный путь. Изучая следующую главу, мы увидим, какая это должна быть вера и в какого Иисуса, а также более подробно прочитаем о любви, о которой говорится в этих стихах.

Здесь же мы читаем о том, что уже не раз упоминалось в этом послании, – вера, любовь, исполнение заповедей – это процесс, который должен продолжаться каждое мгновенье жизни христианина, чтобы мы любили, не думая, что это процесс, в котором можно сказать, что дальше можно уже не любить, потому что всё уже сделано. А также, чтобы мы сохраняли заповеди, потому что пока мы их сохраняем и исполняем, мы и находимся в Нём, и “дух, который Он дал нам” пребывает в нас. И этот процесс закончится только тогда, когда закончится само время.

Итак, мы увидели, в чём состоит заповедь, которая приносит вечную жизнь, а также то, что это означает – жертвенная жизнь, помощь в насущных нуждах, покой и упование на Бога, праведная жизнь и любовь к ближнему. Будем христианами не только по названию, но по делам и по истине, которую мы возвещаем!

Делитесь нашими материалами с друзьями, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы и поддерживайте нас по желанию и по возможности!

Другие уроки по 1-му посланию Иоанна.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.