Среди людей достаточно широко распространено представление о том, как дьявол искушает человека: он приходит в человеческом образе и начинает что-то предлагать, а взамен просит всего лишь человеческую душу. Порой в художественных произведениях человеку даже удаётся перехитрить искусителя, использовав подходящие слова или шулерские приёмы.
Но Писание говорит о другом, человек добровольно открывает ему дверь, впускает его к себе. Рассмотрим один короткий текст из 4-й главы послания к Ефесянам.
Гневайтесь и не грешите: пусть не заходит солнце в раздражении вашем; и не давайте места диаволу.
(Еф.4:27,28, пер.епископа Кассиана)
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
(Еф.4:26,27, синод.пер.)
«Гневаясь, не грешите», пусть ваш гнев пройдет прежде, чем зайдет солнце; не давайте дьяволу места в вашей жизни.
(Еф.4:26,27, Новый русский перевод)
Be ye angry, and sin not: let not the sun go down upon your wrath: Neither give place to the devil.
(Eph.4:26,27, KJV)
Здесь обе части важны, рассмотрим их по порядку.
- Что означает “гневайтесь и не грешите”?
Во-первых, слово “гневайтесь” стоит в повелительном наклонении (импертиве), а, во-вторых, оно ещё стоит в страдательном (пассивном) залоге (т.е.буквально “будьте разгневаны”). Посмотрим Пс.4 откуда, собственно, приведена эта цитата:
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие говорят: “кто покажет нам благо?” Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
(Пс.4:2-9)
Здесь, собственно, показан рецепт спокойного сна и отсутствия греха во гневе – уповать на Господа и приносить жертвы правды. Гнев зачастую проистекает из-за недоверия Богу суда над людьми, гневающийся человек пытается вместо Судьи Праведного устроить суд своим вспыльчивым поведением. Более того, Писание многократно повторяет истину о том, что люди в гневе грешат (Иак.1:19-20 “всякий человек да будет…медлен на гнев…”; Гал.5:19-21 “Дела плоти известны; они суть:…вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия…”; Кол.3:8 “А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших…”; 1Тим.2:8 “Итак я желаю, чтобы мужчины молились на всяком месте, поднимая святые руки без гнева и сомнения…”; Титу 1:7 “Епископ должен быть…не гневлив…”), в этой же 4-й главе послания к Ефесянам Павел пишет в ст.31-32 “…всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас…”.
Очевидно, что состояние гнева – это неправильное состояние для христианина, и “праведный гнев”, на который некоторые ссылаются, вспоминая изгнание торговцев из Храма (Ин.2:14-17) Иисусом или о том, как Господь с гневом смотрел на жестокосердие людей (Мк.3:5), нам не свойственен. Феофан Затворник красноречиво пишет о том, на кого должен быть направлен наш гнев:
Будь врагом, но враждуй против диавола, а не против своего собрата. Для того и дал нам Бог в орудие гнев, чтобы мы не собственные тела поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вверзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь, вдави и рукоять, и не извлекай его никогда оттоле, напротив, вонзи туда еще и другой меч.
Об этом, собственно, и говорит вторая часть нашего текста:
2. Что означает “не давайте места дьяволу”?
Павел понимает, что справиться с гневом не так просто, поэтому даёт на это человеку некоторое время, а именно – до захода солнца, потому что если человек ложится спать в гневе, значит, он не помолился как следует, не смирился перед Богом, и это будет иметь катастрофические последствия.
Посмотрим, о каком “дьяволе” здесь идёт речь, возможны два варианта – “человек-клеветник” (гр.слово διάβολος буквально обозначает “клеветник”) или духовный противник также известный как сатана, змей древний, дракон (Откр.20:1-2 перечисляет многие “титулы” этого противника).
На человека указывает ближайший контекст, 4-я глава полна практических советов по построению христианский отношений, здесь говорится о единстве, искренности, спокойствию, и основа всего этого – Иисус Христос, Который является лучшим примером построения правильных отношений. В Пс.4 тоже не говорится о сатане, но при этом опять-таки про отношения с Богом. Наконец, в в Тит.2:3, 1Тим.3:11, 2Тим.3:3 явно говорится о клеветниках-людях, к которым применено слово διάβολος.
Однако, в пользу духовного противника аргументы, по нашему мнению, более весомые.
Во-первых, слово “клеветник” здесь употребляется в единственном числе и с артиклем, что намекает на конкретного клеветника, а не на клеветников вообще. Во-вторых, данная грамматическая конструкция в дат.пад. и с артиклем всегда употребляется в Новом Завете по отношению к сатане (Мф.25:41, Иак.4:7, Иуд.1:9). В-третьих, этой точки зрения придерживаются многие авторитетные христианские толкователи, например, Иоанн Златоуст, Ориген, Феофан Затворник, Амвросиаст, Марий Викторин, Феофилакт Болгарский.
Разгневанная душа неизбежно помышляет о злом, чего и желает дьявол, который находит готовый ко злу разум и поселяется в нем, обманывая человека, созданного для жизни. Помышлять – свойство человека, свойство дьявола – воплощать задуманное.
Амвросиаст
Диавол не имеет доступа к душе, когда она не питает никакой страсти. Тогда она светла, и диавол не может воззреть на нее. Когда же она попустит движение страсти и согласится на нее, тогда омрачается, и диавол видит ее, смело подходит к ней и начинает в ней хозяйничать. Два главных порочных движения тревожат обычно душу — похоть и раздражительность. Кого успеет враг одолеть похотию, того и оставляет с нею, не тревожа или слабо тревожа гневом; а кто не поддается похоти, того спешит подвигать на гнев и собирает вокруг его много раздражающего. Кто не разбирает уловок диавола и за все серчает, тот дает место диаволу, давая себя побеждать гневу. А кто подавляет всякое возбуждение гнева, тот противится диаволу и отгоняет его, а не только места в себе не дает. При гневе дается место диаволу тотчас, как серчание признается справедливым и удовлетворение его законным. В тот же момент враг входит в душу и начинает влагать в нее мысли за мыслями — одна другой раздражительнее. Человек начинает гореть во гневе, как в пламени. Это диавольский, адский пламень. А бедный человек думает, что он так горит от ревности по правде; тогда как в гневе никогда правды не бывает (Иак. 1, 20).
…
Так, лишь только он открыл твой слух для клевет(ы), и лжецы уже приобретают твое доверие. Ибо враждующие руководствуются своею ненавистию, все осуждающею, а не истиною, право судящею. Ибо как во время дружбы даже справедливым, но нехорошим слухам не хочется верить, так при вражде, напротив, и ложные слухи принимаются за истину. Другой тогда бывает у нас ум, другое судилище, выслушивающее не с равнодушием, но с пристрастием и предубеждением. Как положенный на весы свинец все перетягивает, так и тягчайшая свинца тяжесть вражды. Она заставляет и слова, которые говорятся в одном смысле, принимать в другом, заставляет заподозривать движение и все, что ни есть, перетолковывать в худую сторону и тем ожесточает и раздражает человека, делая его хуже бесноватых, так что он не хочет ни называть, ни слышать имени того, против кого враждует, но всегда называть его бранными словами.