Не давать места дьяволу (по Еф.4:27)

Среди людей достаточно широко распространено представление о том, как дьявол искушает человека: он приходит в человеческом образе и начинает что-то предлагать, а взамен просит всего лишь человеческую душу. Порой в художественных произведениях человеку даже удаётся перехитрить искусителя, использовав подходящие слова или шулерские приёмы.

Но Писание говорит о другом, человек добровольно открывает ему дверь, впускает его к себе. Рассмотрим один короткий текст из 4-й главы послания к Ефесянам.

Гневайтесь и не грешите: пусть не заходит солнце в раздражении вашем; и не давайте места диаволу.
(Еф.4:27,28, пер.епископа Кассиана)

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу.
(Еф.4:26,27, синод.пер.)

«Гневаясь, не грешите», пусть ваш гнев пройдет прежде, чем зайдет солнце; не давайте дьяволу места в вашей жизни.
(Еф.4:26,27, Новый русский перевод)

Be ye angry, and sin not: let not the sun go down upon your wrath: Neither give place to the devil.
(Eph.4:26,27, KJV)

 Здесь обе части важны, рассмотрим их по порядку.

  1. Что означает “гневайтесь и не грешите”?

Во-первых, слово “гневайтесь” стоит в повелительном наклонении (импертиве), а, во-вторых, оно ещё стоит в страдательном (пассивном) залоге (т.е.буквально “будьте разгневаны”). Посмотрим Пс.4 откуда, собственно, приведена эта цитата:

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
Многие говорят: “кто покажет нам благо?” Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
(Пс.4:2-9)

Здесь, собственно, показан рецепт спокойного сна и отсутствия греха во гневе – уповать на Господа и приносить жертвы правды. Гнев зачастую проистекает из-за недоверия Богу суда над людьми, гневающийся человек пытается вместо Судьи Праведного устроить суд своим вспыльчивым поведением. Более того, Писание многократно повторяет истину о том, что люди в гневе грешат (Иак.1:19-20 “всякий человек да будет…медлен на гнев…”; Гал.5:19-21 “Дела плоти известны; они суть:…вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия…”; Кол.3:8 “А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших…”; 1Тим.2:8 “Итак я желаю, чтобы мужчины молились на всяком месте, поднимая святые руки без гнева и сомнения…”; Титу 1:7 “Епископ должен быть…не гневлив…”), в этой же 4-й главе послания к Ефесянам Павел пишет в ст.31-32 “…всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас…”.

Очевидно, что состояние гнева – это неправильное состояние для христианина, и “праведный гнев”, на который некоторые ссылаются, вспоминая изгнание торговцев из Храма (Ин.2:14-17) Иисусом или о том, как Господь с гневом смотрел на жестокосердие людей (Мк.3:5), нам не свойственен. Феофан Затворник красноречиво пишет о том, на кого должен быть направлен наш гнев:

Будь врагом, но враждуй против диавола, а не против своего собрата. Для того и дал нам Бог в орудие гнев, чтобы мы не собственные тела поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вверзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь, вдави и рукоять, и не извлекай его никогда оттоле, напротив, вонзи туда еще и другой меч.

Об этом, собственно, и говорит вторая часть нашего текста:

2. Что означает “не давайте места дьяволу”?

Павел понимает, что справиться с гневом не так просто, поэтому даёт на это человеку некоторое время, а именно – до захода солнца, потому что если человек ложится спать в гневе, значит, он не помолился как следует, не смирился перед Богом, и это будет иметь катастрофические последствия.

Посмотрим, о каком “дьяволе” здесь идёт речь, возможны два варианта – “человек-клеветник” (гр.слово διάβολος буквально обозначает “клеветник”) или духовный противник также известный как сатана, змей древний, дракон (Откр.20:1-2 перечисляет многие “титулы” этого противника).

На человека указывает ближайший контекст, 4-я глава полна практических советов по построению христианский отношений, здесь говорится о единстве, искренности, спокойствию, и основа всего этого – Иисус Христос, Который является лучшим примером построения правильных отношений. В Пс.4 тоже не говорится о сатане, но при этом опять-таки про отношения с Богом. Наконец, в в Тит.2:3, 1Тим.3:11, 2Тим.3:3 явно говорится о клеветниках-людях, к которым применено слово διάβολος.

Однако, в пользу духовного противника аргументы, по нашему мнению, более весомые.

Во-первых, слово “клеветник” здесь употребляется в единственном числе и с артиклем, что намекает на конкретного клеветника, а не на клеветников вообще. Во-вторых, данная грамматическая конструкция в дат.пад. и с артиклем всегда употребляется в Новом Завете по отношению к сатане (Мф.25:41, Иак.4:7, Иуд.1:9). В-третьих, этой точки зрения придерживаются многие авторитетные христианские толкователи, например, Иоанн Златоуст, Ориген, Феофан Затворник, Амвросиаст, Марий Викторин, Феофилакт Болгарский.

Разгневанная душа неизбежно помышляет о злом, чего и желает дьявол, который находит готовый ко злу разум и поселяется в нем, обманывая человека, созданного для жизни. Помышлять – свойство человека, свойство дьявола – воплощать задуманное.

Амвросиаст

Диавол не имеет доступа к душе, когда она не питает никакой страсти. Тогда она светла, и диавол не может воззреть на нее. Когда же она попустит движение страсти и согласится на нее, тогда омрачается, и диавол видит ее, смело подходит к ней и начинает в ней хозяйничать. Два главных порочных движения тревожат обычно душу — похоть и раздражительность. Кого успеет враг одолеть похотию, того и оставляет с нею, не тревожа или слабо тревожа гневом; а кто не поддается похоти, того спешит подвигать на гнев и собирает вокруг его много раздражающего. Кто не разбирает уловок диавола и за все серчает, тот дает место диаволу, давая себя побеждать гневу. А кто подавляет всякое возбуждение гнева, тот противится диаволу и отгоняет его, а не только места в себе не дает. При гневе дается место диаволу тотчас, как серчание признается справедливым и удовлетворение его законным. В тот же момент враг входит в душу и начинает влагать в нее мысли за мыслями — одна другой раздражительнее. Человек начинает гореть во гневе, как в пламени. Это диавольский, адский пламень. А бедный человек думает, что он так горит от ревности по правде; тогда как в гневе никогда правды не бывает (Иак. 1, 20).

Так, лишь только он открыл твой слух для клевет(ы), и лжецы уже приобретают твое доверие. Ибо враждующие руководствуются своею ненавистию, все осуждающею, а не истиною, право судящею. Ибо как во время дружбы даже справедливым, но нехорошим слухам не хочется верить, так при вражде, напротив, и ложные слухи принимаются за истину. Другой тогда бывает у нас ум, другое судилище, выслушивающее не с равнодушием, но с пристрастием и предубеждением. Как положенный на весы свинец все перетягивает, так и тягчайшая свинца тяжесть вражды. Она заставляет и слова, которые говорятся в одном смысле, принимать в другом, заставляет заподозривать движение и все, что ни есть, перетолковывать в худую сторону и тем ожесточает и раздражает человека, делая его хуже бесноватых, так что он не хочет ни называть, ни слышать имени того, против кого враждует, но всегда называть его бранными словами.

Феофан Затворник
Наконец, более широкий контекст в 6-й главе послания к Ефесянам красноречиво рассказывает нам о духовной борьбе, духовных доспехах и духовном оружии против злых духовных сил.
Когда Павел говорит: не давайте места дьяволу, то показывает, от какой именно деятельности или же праздности духа дьяволу дается место, так что если он хоть однажды войдет в наше сердце, то или овладеет нами, или осквернит душу. Если же он не сумеет проникнуть внутрь, то атакует нас раскаленными стрелами (Еф 6:16). Тогда нас то ранит глубокая рана, то охватывает жгучее пламя. Очень редко и очень немногим удается угасить все раскаленные стрелы так, чтобы он не нашел места для ранения. А именно в том случае, если [человек] крепчайшим и надежнейшим образом защищен щитом веры (Еф 6:16).
Ориген
Итак, мы увидели, что истинный верующий будет гнать гнев подальше от себя, понимая, что через гнев открывается путь для доступа льву рыкающему (1 Пт.5:6-9), который не будет долго сентиментальничать, ему достаточно совсем немного времени, чтобы разрушить веру, отношения. Вспомните про Иуду, который позволил сатане войти в себя и разрушить его жизнь (Лк.22:3-4), а до этого он был уважаемым почтенным человеком (потому что ящик для пожертвований, как правило, доверяли самому опытному человеку, на которого можно было положиться). Вспомните слова, сказанные вами в гневе, которые так хотелось вернуть, но было уже поздно, вспомните сколько боли принесли вам гневные упрёки близких и друзей и сделайте правильные выводы!
Делитесь нашими материалами, подписывайтесь, чтобы получать новые статьи по электронной почте. Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.