Как обвинять служителя церкви?

Христиане часто очень ревностно относятся к служителям церкви, и это понятно, ведь от них во многом зависит атмосфера в общине. Если пастырь ведёт себя неподобающе, это влияет на многих, именно поэтому требования к пастырю, описанные в посланиях Павла Титу (Тит.1:6-9) и Тимофею (1Тим.3:1-13) очень высоки. Однако, по тем или иным причинам, пастырь может сильно не соответствовать данным требованиям (по крайней мере, с точки зрения рядового верующего). И поднимается волна “народного возмущения”, что в современном мире очень просто – соц.сети быстро подхватывают “острую” тему, а если шум поднимается ещё сильнее, то и СМИ подтягиваются.

Как к этому относиться и что делать рассмотрим на основе текста из послания к Тимофею.

Хорошо предстоятельствующие пресвитеры да будут удостоены сугубой чести*, особенно трудящиеся в слове и учении. Ибо говорит Писание: у вола молотящего не заграждай рта, и: достоин работник награды своей.

На пресвитера обвинения не принимай иначе, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай в присутствии всех, чтобы и остальные страх имели.

Заклинаю тебя пред Богом и Христом Иисусом и избранными ангелами соблюсти это без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно и не участвуй в чужих грехах: себя храни чистым.

(1-е послание Тимофею 5:17-22, первод епископа Кассиана)

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь*, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
(то же, синодальный первод)

*букв.”двойному попечению”

Данный текст следует рассматривать целиком, чтобы понять целостную картину. Но сначала разберёмся с понятиями.

“Пресвитер” или “старейшина” в данном тексте – это тот, кто подчинялся Тимофею, который тогда являлся “мужем апостольским” (т.е. был поставлен на служение апостолом по откровению – 1Тим.1:18, 4:14, 2Тим.1:6) и епископом. Также это слово иногда переводится как “пастырь”, но греческий корень слова указывает на “старость”. В любом случае, эта роль предполагала некоторую ответственность за всю общину или её часть.

В ранней церкви не было развитой иерархии, которая наблюдается сейчас, – старейшины и епископы часто исполняли одни и те же функции, эти понятия даже использовались как синонимы (Деян.20:17,28). Но потом место “мужей апостольских” заняли епископы, а пресвитеры были под их надзором, пресвитеры же надзирали над дьяконами, а те – над остальной паствой.

Начинает Павел с приятного, с заботы о пресвитерах – церковь должна поддерживать хороших служителей, “оказывая сугубую честь” (буквально говорится о “двойной плате”). И это очень важное замечание, ведь когда служитель работает хорошо, это воспринимается как должное, но как только он ошибается, многие считают своим долгом об этом высказаться и поделиться с другими. Если пастырь делает всё возможное, а община не может его обеспечить, это может привести к выгоранию и духовному падению. Речь, конечно, не идёт о роскоши, если служитель церкви получает больше среднего прихожанина, это ненормально. Но если вы хотите хорошего служителя, позаботьтесь, чтобы ему не нужно было тратить время на зарабатывание денег “на стороне”, Павел здесь хороший пример холостого служителя, у которого меньше забот и потребностей, но многие пастыри имеют семью, о которой нужно заботиться.

Теперь о ситуации с обвинениями, она достаточно прозрачна и отражает частный случай принципа из Мф.18:15-20 (важно именно в этих границах читать), когда к Тимофею, как к епископу, должны были подходить только после того, как поговорили лично (два или три свидетеля – это второй этап “разбора полётов”), чтобы не разводить сплетни. Кстати, 1 Тим.5:19 как раз и рассказывает о последних двух этапах – разговор со свидетелями и разговор со всей общиной. Кто такие пресвитеры (“старейшины”, “пастыри”) в конкретной общине, не так важно, важно соблюдать базовые принципы из Мф.18 при подозрении на грех любого члена общины. Надо сказать, что этап обличения перед церковью во многих конфессиях игнорируется, как и ст.18-20, которые являются неотъемлемой частью процесса работы с согрешающим членом общины, а там очень важный принцип – молиться вместе, чтобы человек, отлучённый за упорство в грехах, покаялся и вернулся. Это как раз и отражает сердце Божье, который не хочет ничьей гибели (об этом ранее в этой главе), а хочет, чтобы христиане прощали, как и Он простил (об этом дальше по тексту). Ниже приводится сам текст, но лучше прочитать хотя бы всю главу. Про то, что такое “обвинение” посмотрим после текста из Евангелия от Матфея.

Если же согрешит брат твой, иди, обличи его с глазу на глаз. Если он тебя послушает, приобрел ты брата твоего.

Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, чтобы устами двух свидетелей или трех подтвердилось каждое слово.

Если же их не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь.

Истинно говорю вам: что свяжете на земле, будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе.

Еще говорю вам: если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им от Отца Моего, Который на небесах. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

(Евангелие от Матфея 18:15-20, перевод епископа Кассиана)

Краткий план:

  1. Разговор один на один, если брат послушал, приобрёл ты брата своего. Если нет, п.2
  2. Разговор с один или двумя свидетелями (конечно, лучше всего, чтобы это были служители церкви, духовно сильные и опытные). Если и это не помогло, п.3
  3. Разговор с общиной, чтобы все знали о проблеме. Если не слушает, п.4.
  4. Определить, что брат не христианин, продолжать вместе молиться за его покаяние.


“Обвинение” (гр.κατηγορία-катэгорИя) – от слов “на/согласно площади” – часто употребляется, например, в Деяниях в судах (в качестве глагола “обвинять” – 22:3, 24:2-19, 25:5-16), в Евангелии от Луки и Иоанна этим словом описывается обвинение на Христа фарисеями и книжниками (например, Лк.6:7, Ин.18:29), женщины в прелюбодеянии (Ин.8:10), в Ин.5:45 говорится об обвиняющем Моисее. Но самый красноречивый текст – Откр.12:10, где говорится, что дьявол/сатана – “обвинитель” и он “обвиняет” (в синод.тексте “клеветник” и “клевещет”),  но это не совсем точно, точнее передаётся у Кассиана.

И я услышал голос великий на небе, говорящий : Теперь настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен обвинитель братьев наших, обвиняющий их пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)

То есть, речь здесь идёт о серьёзном отношении к упрёкам и обличениям, нужно понимать, что человек легко может встать на сторону сатаны, если его претензии не делаются согласно порядку, установленному Богом (Мф.18). Особенно важно это понимать в отношении служителей, которые, конечно, не неприкасаемые (об этом в 20-м стихе в послании Тимофею), но такие же братья, которых надо любить и прощать, говорить сначала наедине, потом при свидетелях, а потом перед всей церковью, а не выносить сразу “на площадь”.

И, прежде всего, молиться, чтобы не сделать поспешных выводов и не принять опрометчивого решения.

Если кто увидит брата своего согрешающего грехом не к смерти, пусть молится и даст ему жизнь: говорю о согрешающих не к смерти. Есть грех к смерти: не о том грехе говорю, чтобы он молился.

(1-е послание Иоанна 5:16)

Павел в ст.21-22 1-го послания к Тимофею предельно серьёзен, ставя человека перед Богом, Христом и избранными ангелами, заклиная быть беспристрастным и не вляпаться в чужие грехи, а также хранить личную святость. Обряд возложения рук иногда означал изгнание из общины, он говорил, что церковь в курсе ситуации, сделала, что могла, но человек не хочет принять её помощь. Это отсылает к ветхозаветным жертвам и побиванию камнями, когда люди брали на себя ответственность за смерть жертвы. В данном случае, изгнание из церкви тоже могло привести к смерти, но духовной, но необходимо было чётко проводить границу между святыми и миром. И если служитель шёл против церкви, это большая трагедия, и часть вины лежала на членах этой общины, что не отменяет, конечно, и личную вину.

Итак, как же обличать служителя церкви? Точно так же, как и любого согрешающего на основании указаний 18-й главы Евангелия от Матфея. Не распространять слухи, не ворчать “за спиной”, публикуя гневные материалы в интернете, а, во-первых, молиться, во-вторых, хранить свою чистоту, в-третьих, быть готовым простить или принять прощение в случае собственной неправоты. Наконец, помнить о том, что все перед Богом, Он всё видит и хочет, чтобы каждый был спасён.

Проблемы же начинаются там, когда люди, пропуская первый этап (личный разговор) идут жаловаться кому-либо или пропускают второй этап (разговор в группе) и выносят проблему на всеобщее обсуждение, а иногда пропускают и третий этап (разговор с общиной) и не дают людям проявить заботу, взять на себя ответственность за сложную ситуацию.

Божьи установления совершенны, их нельзя искажать или отсекать от них части, всё, что сказано, – важно и следует соблюдать.

Делитесь нашими материалами, подписывайтесь на обновления нашего сайта, поддерживайте нас доступными вам способами!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.