Печать Каина

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Бытие 4:1-2)
История Каина и Авеля известна очень многим, и даже тем, кто не знает, что такое Библия, эти люди стали героями множества произведений искусства и, казалось бы, что нового можно увидеть в этой истории?
Попробуем всё-таки разобраться подробнее, в чём состоял конфликт двух братьев и почему они не смогли решить его мирным путём. Начнём с того, что доподлинно неизвестно, когда родились братья – некоторые считают, что это произошло ещё в Эдемском саду, когда Бог создал Еву Адаму, в тот же день они, помня первую заповедь Божью “плодитесь и размножайтесь”, приступили к этому. А так как это произошло до грехопадения, то беременность и роды произошли сразу же без 9-месячного ожидания и мучительных болей, которые были обещаны Богом как наказание (Быт.3:16). То, что описание рождения братьев находится в 4-й главе, после описания изгнания из рая, не означает, что события происходили именно в таком порядке.
Другие исследователи считают, что первые люди появились уже на проклятой земле, поэтому и интимные отношения супругов изначально не предполагались, и они, собственно, нужны лишь для выполнения вышеупомянутой первой заповеди.
Впрочем, как там было на самом деле, – неизвестно, свечку никто не держал, оставим эту семейную тайну первых людей. Посмотрим на то, что открыто, сначала на имена.
Каин” от “кана” – “приобретать, покупать”. Он был земледельцем, работягой, он в полной мере ощутил проклятие земли, которая теперь не является плодородной, с ней надо бороться за урожай. Он – первенец, первое творение людей, через которого они уподобились Богу, весь процесс получения детей с ним описан (познал-зачала-родила-сказала, что приобрела от/у Господа). Про его младшего брата сказано только “родила”.
Авель” – “хэбель” – “суета, пустота, дуновение”, именно это слово часто употребляется, когда говорится о суетных идолах, это слово 5 раз употребляется в книге Иова в рассуждениях о земной суете, в Псалмах, Притчах и особенно в Екклесиасте. В этой книге данное слово встречается очень часто, например, в Екклесиасте 1:2 целых 5 раз: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует – всё суета!” И, в отличие от старшего ребёнка, у Авеля есть только роль брата, младшего брата, который отнимает внимание родителей, который раздражает своими замечаниями (вспомните Иосифа), который ведёт свободный образ жизни, потому что он – пастух, он не привязан к земле и, в общем, не особо дорожит ею, как Каин, для которого изгнание хуже смерти (Быт.4:13-14).
Каин в данном контексте человек плотский, земной, о чём говорится в послании Иуды, его путь сравнивается с путём жителей Содома и Гоморры (ст.7-11), он пример братской нелюбви о чём пишет апостол Иоанн (1Ин.3:11-18).
Авель же предстаёт в Писании как первый праведник, погибший за веру, об этом говорит Иисус, обличая религиозных лидеров Своего времени (Мф.23, Лк.11:37-54), автор послания к Евреям говорит, что верой он принёс лучшую жертву, но кровь Христа превзошла по значимости кровь пролитую Авелем.

Конфликт пастухов и земледельцев наиболее ярко предстаёт нам в истории Исхода евреев из Египта, исхода пастухов из земледельческой империи, история освобождения свободных людей Божьих из рабства языческого Мицраима (Египта), страны зла.

Но в чём же жертва Авеля оказалась лучше, чем у Каина?
В тексте написано, что Каин “спустя несколько времени” (буквально “в конце дней” -”кэц йом”) принёс плоды земли. Казалось бы, ну и что, хорошо, что принёс, не зажал же у себя? Но потом описывается жертва Авеля, вероятно, она была принесена позже (говорится “также принёс”), но какова она была – от первородных и от тука, Авель отдаёт Богу самое лучшее – первенцев и самые лучшие их части. Первенец – это будущее, а тук – это самое дорогое, самое вкусное, самое ценное. И недаром в послании к Евреям говорится, что он сделал это “верой”, ведь фермеры лучшие плоды и лучших животных всегда оставляют себе, чтобы они дали лучшее потомство, отдавать лучшее Богу неразумно с точки зрения житейской мудрости. Но Божья мудрость говорит: “Отдай мне лучшее здесь, и получишь небесные богатства в новой жизни”.
Отметим и то, что идея принести дар Господу, вероятно пришла Каину, Авель, скорее всего сделал вывод, увидев, что Бог не принял дар старшего брата. Но что же Каин, чем он виноват?
Он принёс жертву в конце сезона, собрал плоды, сделал запасы и, увидев, что он имеет достаток, решил и Богу кое-что отсыпать, “Получи, Боже, что мне негоже”, – говорят подобные люди, сначала обустраивая свою жизнь и лишь потом думающие “о духовном”. А когда он увидел праведный поступок брата, разгневался (синодальный текст говорит обтекаемо “огорчился”), но не как Моисей, который в гневе на тельца и пляски израильтян разбил скрижали, а как Валак на Валаама (Чис.24:10, также в послании Иуды,11), как Саул услышав хвалебные песни Давиду. И не внял советам Господа, о которых, например, написано в Пс.36:8Перестань гневаться и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло”. И если в псалме говорится о том, чтобы не гневаться на нечестивых людей, то тем более на тех, чьи правильные поступки обличают твоё нечестие.
А дальше в тексте Писания загадка, в Быт.4:8 написано: “…и сказал Каин Авелю, брату своему…И когда они были в поле…”. По какой-то причине от нас скрыто то, о чём говорили братья. Возможно, Каин что-то хотел узнать у брата после разговора с Богом, возможно, Авель не смог найти нужных слов, чтобы успокоить брата, обьяснить ему суть его ошибки. Очевидно то, что Каину не хватило любви, вероятно, зависть и раздражение ослепили ему глаза, и он не смог с ними совладать.
И восстал Каин на брата своего (или “воздвиг себя на брате, поставил себя выше”) и убил его. Обратите внимание на то, что в тексте повторяется и повторяется слово “брат”, сначала с именем, а потом говорится только о крови брата. А всё от того, что Каин так и не смог полюбить брата настолько, чтобы преодолеть свою зависть, свою злость и раздражение.
Но Бог дал ему шанс исправиться, во-первых, Он оторвал его от земли, к которой он был привязан, Каин на себе почувствовал, что такое быть странником как его брат. Земля Нод, возможно, не имя собственное, а просто обозначение состояния, это слово означает “изгнание”. Как Адам был изгнан за грехи из Эдема, так Каин был изгнан со своих любимых полей. И Каину это страшнее смерти и убийства, у него буквально выбили почву из под ног, он боится как Сэм из “Властелина колец” Толкина, всё, что за границами его полей, полно чудовищ и смерти. Его преступление (и наказание-на иврите это одно слово “авон авон”) ещё не понято им самим, он всё ещё видит только собственные лишения, ведь он “не сторож брату своему”, хотя Бог говорит иначе, “любите друг друга”, “любите братьев”, “носите бремена друг друга”, “поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали”.
Во-вторых, Бог даёт ему знамение, “от” (ивр.знамение, знак, слово происходящее от слова “соглашаться”), радуга будет таким знаком-соглашением с Ноем и его семьёй, обрезание и суббота будут таким знаком-соглашением с израильским народом, “дева во чреве примет и родит Сына” (Ис.7:14), и это будет знамение-соглашение для всех людей, любовь друг к другу будет таким знаком-соглашением с верующими в Иисуса Христа (Ин.13:34-35). Бог не убивает Каина, как не убивает Адама и Еву за их преступления, Он даёт шанс измениться каждому, даёт возможности и инструменты для этого. Потомки Каина научились жить в шатрах, стали кузнецами, но, кажется, так и не смогли превозмочь эту эгоистичную страсть к приобретению и превосходству, например, Ламех, хвастающийся убийством “мужа и отрока”.
Впрочем, возможно, что и мы несём в себе часть этой крови, по преданию жена Ноя была потомком Каина. Но даже если и не так, то по духу многие из нас несут эту Каинову печать эгоцентричности, любви к приобретениям, небрежного отношения к Богу и Его дарам, агрессии, зависти, угнетённости, косности и нежелании что-либо менять, чтобы не поломать своё комфортное существование. И нам стоит услышать голос Божий, взывающий: “Где брат твой? Где сестра твоя? Не нуждаются ли они в помощи?”, ведь Господь Иисус Христос показал любовь Божью в том, что “Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев” (1Ин.3:16), чтобы мы не словом и языком любили, но делом и истиной (там же, ст.18).
Итак, история Каина и Авеля открывает нам то, как важно любить ближнего, как важно не поддаваться своим греховным желаниям и как Бог ждёт преданной веры и покаяния, если кто согрешит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: t.me/jcmlru

А также можно подписаться по электронной почте (окно слева, на Twitter (JCML_RU), tumblr (jcml-ru), YouTube (плейлист jcml.ru))

Благословений и мира во Христе Иисусе!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.