“О, СПАИВАЮЩИЙ СВОЕГО БЛИЖНЕГО, КОПЯЩИЙ ЯРОСТЬ СВОЮ И ТАКЖЕ ПОЯЩИЙ ЕГО ДОПЬЯНА, ДАБЫ ГЛЯДЕТЬ НА ОБНАЖЕННУЮ СРАМОТУ!”
(Иудейский перевод, книга пророка Аввакума 2:15)
В эпоху широкого распространения виртуального общения в социальных сетях, на форумах и сайтах, предоставляющих возможность оставлять комментарии, появилось такое явление как “троллинг”. Говоря простым языком, это поведение характеризуется нарочито провокативными высказываниями и вызывающим поведением. Целью же всего этого является получение “лулзов” (“профита” или удовлетворения) от того, что люди начинают “холивары” (от англ. “holy war” – “священная война”) в комментариях, возмущаясь, ругая “тролля” и всех окружающих. И чем выше поднимается волна народного гнева, тем приятнее провокатору. Надо сказать, что при всей кажущейся безобидности данного поведения, у него есть весьма неприятные последствия. И проявляется такое поведение далеко не всегда исключительно в виртуальном мире.
Книга пророка Аввакума, из которой взят текст, приведённый вначале, рассказывает о трагическом будущем Иудейского царства, которое будет подвержено опустошению ордами халдеев, а также о последнем времени, когда Бог восстановит справедливость. Стоит отметить, что Господь много раз обличал нечестивый народ Иудеи, поклоняющийся идолам, но во второй главе данной книги Он обращается также к завоевателям. Удивительно читать подобное обращение в Священном Писании, которое изначально предназначено было только для иудеев, но у Духа Святого всегда был план по привлечению всего человечества к вере в единого Бога. Если внимательно прочитать о том, что говорит Бог о халдеях, то можно увидеть, что главной их характеристикой является надменность (Авв.1:11 “…надмевается дух его, и он ходит и буйствует, сила его – бог его…”). Надменность (יהִיר-йахир, от слова “возвышенность”, “скала”), упоение собственной силой противопоставляется поведению праведного человека, который “…своею верой жив будет…” (Авв.2:4). Этот стих дважды цитирует Павел, говоря о спасении как иудеев, так и эллинов (Рим.1:17) не по закону, но по вере (Гал.3:11), а также автор послания к Евреям, говоря о необходимости сохранять веру даже в самых тяжёлых обстоятельствах (Евр.10:38).
Эта же тема красной нитью проходит и через книгу пророка Аввакума, это такая ветхозаветная теодицея (“оправдание Бога”), крик страдающей души к Богу о том, как милостивый и любящий Господь допускает торжество зла.
Но вернёмся к нашему тексту, он очень тонко показывает сердце надменного человека, который не имеет покоя, ненасытен, жаждет неправедных приобретений, губит других, не имея стыда и поклоняется бессловесным идолам (Авв.2:4-19). Этот человек не понимает того, что губит свою душу, но сердце и совесть говорят о грядущем крушении его жизни.
При этом такому человеку недостаточно самому быть злым, он раздаёт злобу “ближним”, тем, кого должен любить как самого себя (Лев.19:13-18). Добрый человек выносит из своего сердца доброе (Мф.12:35), а надменному человеку нечем поделиться кроме своей злобы. Эта злоба копится внутри, кипит и выплёскивается через край, а потом происходит то, ради чего, собственно и происходит этот пир злобы – злому нравится, когда и другие падают, огонь нечестия пожирает всё доброе (Иов 31:9-12), от него поднимаются клубы дыма (Ис.9:18), а человек, “бросающий огонь, стрелы и смерть” говорит, что просто “пошутил” (Пр.26:18).
Питьё, приправленное злобой, сводит с ума слабого, он теряет все свои одежды праведности, становится обнажённым. А надменному человеку только того и нужно, себя-то он считает богатым и неимеющим нужды ни в чём, а на самом деле он “несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Откр.3:17).
Иудейское царство, погрязшее в идолопоклонстве, пало жертвой надменных халдеев, но потом и халдеи были повержены в прах. Праведник – это не совершенный человек, он может упасть и часто падает, но Бог снова и снова поднимает его (Рим.14:4), а у надменного человека, распространяющего злобу и превозносящегося над другими нет никакой надежды, он подобен “деннице, сыну зари”, упавшему с неба (Ис.14:12).
И как сатана стремился стать, как Всевышний, так и надменный не успокаивается в своей злобе, его слава в том, чтобы совратить с верного пути как можно большее количество людей. И обещает им он того же, к чему сам стремился, стать “как боги” (Быт.3:5), но не в смирении воле Божьей, а в возвышении собственного эго и удовлетворении собственных желаний.
В отличие от возвышающих себя подобно горам высокомерных людей Господь Иисус Христос смирил себя до смерти на кресте, Он – краеугольный камень, Он поставил Себя ниже всех, приняв образ раба (Флп.2:5-11). Тот, Кто не нуждается в том, чтобы доказывать Своё величие сделал то, чего никогда не сделает гордец – отдал Свою жизнь за многих (Евр.9:28).
Загляни в своё сердце, что ты там увидишь? Увидишь ли смирение и любовь к ближнему или раздражение и злобу? Есть ли там покорность и упование на Бога или надменность и надежда на собственные силы? Есть ли там вера и покой или сомнения и неуверенность? Кто ты – халдей или праведник, надменный бармен сатанинской забегаловки или источник воды живой (Ин.7:38, Зах.14:18, Иез.47:1)?
А если будут сомнения, вспомни вот этот текст из книги пророка Аввакума и подумай о том, нет ли в твоих словах и поступках этой пьянящей примеси злобы и убери её пока ещё есть время!
“Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.”
(Син.пер, Авв 2:15-16)
Больше материалов на сайте на Telegram-канале t.me/jcmlru
Всего наилучшего во Христе Иисусе!
Поддержать наше служение можно при помощи формы (подробности здесь).