Разделения в Церкви

В начале первого послания к Коринфянам, которые были весьма проблемной общиной, приводится весьма интересный текст о том, как люди, даже невольно могут стать причиной серьёзного разобщения христианского единства.

Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”.

(1Кор.1:12)

Почему данные важные люди в Церкви Христовой стали причиной споров (έριδες – Эридес -спор, распря, ссора, раздор, любопрение), которые упоминаются среди дел плоти, которые являются препятствием на пути в Царство Небесное (Гал.5:19-21) и которые осуждаются в половине Павловых посланий?

Сделаем несколько предварительных замечаний:

Во-первых, всё это иудеи по плоти, что говорит о том, что в коринфской церкви, преимущественно состоящей из язычников, наибольшим авторитетом пользовались люди, сведующие в Писании, потому что «спасение от иудеев» (Ин.4:22). Павел – фарисей, ученик Гамалиила (Фил.3:5-6), Аполлос – красноречивый, «сведующий в Писаниях» (Деян.18:24), Кифа (Симон Пётр) хоть и был человеком «некнижным» (Деян.4:13), но знал Танах (Ветхий Завет) весьма хорошо, к тому же он был в научении у Того, Кто был воплощённым Словом. Наконец, Христос, Который есть Бог, и все слова Которого истина.

Из первого замечания можно сделать вывод, что истинная церковь должна строиться не на человеческих убеждениях и административных методах, а на Слове Божьем, и наибольший вес и роль в принятии решений должны принимать люди, сведующие в Писаниях, а не администраторы или даже евангелисты.

Во-вторых, мы видим, что три из приведённых имён – греческие, при этом три из имён даже не имена, а прозвища – Павел (πάυλος (гр.) – «маленький»), Кифа («скала», «камень» – арам.), Христос (Χριστός (гр.) – «помазанник»). Аполлос (Ἀπολλὠς – (гр.) – «лучезарный», «сияющий») – собственное греческое имя. Использование греческих имён и прозвищ в общине, вероятно, говорит о том, что большинство в общине составляли язычники, говорящие на греческом языке. Иудеи представляли собой меньшинство, тем не менее, обладающее некоторым авторитетом. Использование прозвищ намекает на то, что, собственно, сторонники этих людей называли себя именем авторитета только по его «функции», Павел, Кифа, Аполлос и Христос не были непосредственными руководителями этих фракций, они лишь были олицетворением их идей. На это указывает то, что Павел сразу же опровергает свою причастность к разделениям (1Кор.1:14-16).

Из второго замечания можно сделать вывод, что люди, даже формально руководствующиеся духовными авторитетами, на самом деле только вредят единству церкви.

Наконец, в-третьих, можно увидеть, что влияние этих четырёх групп было неодинаковым. Читая дальше, мы видим, что Павел упоминает только себя и Аполлоса (1Кор.3:4-6). Вероятно, это означает, что «сторонники» Кифы и Христа либо слабо заявляли о своих убеждениях, либо их просто игнорировали. Почему это происходило, мы попробуем разобраться далее.

Из третьего замечания можно сделать вывод, что при разделениях на основе каких-то человеческих установок, мнение некоторых людей будет игнорироваться.

После предварительных замечаний рассмотрим эти четыре группы, разрывавшие коринфскую общину на части.

  1. Группа «сторонников» Павла – условно «законники». Авторитет Павла в Коринфе был понятен, после посещения Афин (Деян.18) он приходит сюда, находит Прискиллу и Акиллу, своих верных сподвижников, проводит не менее 1,5 лет, учит и даже обращает в веру в Христа Криспа и Сосфена, начальников синагоги. Вероятно, это тот же Сосфен, о котором Павел упоминает в приветствии к первому посланию. Но Павел многим не нравился, его считали слабым и болезненным (2Кор.10:1), да он и сам об этом пишет (1Кор.2:3), некоторые не считали апостолом, кого-то смущал его холостой статус,он был не очень красноречив (1Кор.2:4), кому-то не нравилась его независимость, вспыльчивость, резкость суждений (сказывалось фарисейское прошлое), слабость в практических вопросах.
  2. Группа «сторонников» Аполлоса – условно «активисты». Аполлос был противоположностью Павла – горячий «красноречивый» проповедник, вероятно, красивый, но, возможно, не очень глубокий и увлекающийся (Деян.18:25), умеющий увлечь людей и строить отношения, необязательный, непоследовательный, нетерпеливый, противоречащий Павлу (1Кор.16:12), вероятно, добродушный и весёлый.
  3. Группа «сторонников» Кифы – условно «традиционалисты». О характеристике этой группы говорит арамейское прозвище Симона Петра – Кифа («камень»). Они, возможно, претендовали на какую-то особую роль в церкви на основании принадлежности к иудейскому народу, хранителю Закона Божьего, но из-за того, что их было немного[i], они не могли играть значимой роли, а, возможно, и не хотели. Вероятно, они уповали на большой «стаж» в общине, знание традиций и обычаев, хотели их сохранить и иметь некоторые преимущества от своих познаний. Также охарактеризовать этих людей может известный конфликт Петра и Павла, описанный в Гал.2:11-14, когда люди за Петром вели себя лицемерно, а не «по истине Евангельской». При этом Павел в 9-й главе упоминает об этих людях, как о важной части общины («…я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев…»). Большой опыт и знания, духовный «стаж» и авторитет, но при этом пассивность и лицемерное искажение Божьих истин характеризуют эту группу.
  4. Группа «сторонников» Христа – условно «отшельники». При громкости названия эти люди характеризуются отстранённостью и стремлением уйти от «неудобных» тем, раздражающих сообществ и людей, старающиеся «тихо сами с собой» «завершать спасение», любители создавать закрытые кружки «по интересам», где все друг друга знают и более-менее притёрты друг другу и с большим скрипом допускающие к себе новых людей. Примером поведения таких людей является ситуация, описанная Павлом в 1Кор.6:1-8, где братья вели в суд своих братьев, не обращаясь к церковному совету. На этих же братьев намекает Павел, говоря о тех, кто соблазняется, увидев сидящего в капище «знающего» брата, не говоря ничего и в глубине своей погибая. О них заботится Павел, никому «не полагая претыкания» (2Кор.6:3), их призывает к чистоте и покаянию, напоминает быть жертвенными, объединяться в вечере Господней, не быть независимыми от других членов общины, помня о том, что все христиане являются частью Тела Христа. Вероятно, они могли говорить, что им не нужны никакие авторитеты или учителя, считать, что им достаточно учиться у Христа. Отрешённость, замкнутость, нежелание открываться другим верующим, получать воздействие на себя, заботиться о других членах христианской общины, сильное собственное мнение (1Кор.10:12), независимость, желание глубоких и искренних отношений.

Павел, зная и принимая участников всех этих «группировок», не встаёт ни на чью сторону, даже от «своих» сторонников он отстраняется, он стал «всем для всех» (1Кор.9:19-23) «для Евангелия», он отказывается от использования собственного авторитета и даже разногласия с Кифой, Аполлосом и Христом (по дороге в Дамаск) укрепляют его и приводят к изменениям его жизни, и всё приводит к укреплению Церкви. Именно об этом он пишет в тексте, который зачастую неправильно понимают и применяют как указание на греховность некоторого угождения плоти (как, например, курение):

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий.

(1Кор.3:16-23)

Храм Божий – это христианская община, это – Церковь, которую раздирают конфликты, основанные на человеческом мнении. И Павел показывает, что следуя порядку, установленному Богом, может примириться и с Петром, и с Аполлосом (1Кор.4:6), и с Марком (Флм.1:24), принимает и немощных и сильных, молчаливых и красноречивых, мудрых и простых, Иудеев и язычников, мужчин и женщин, ему нужны и Павловы «законники» и Аполлосовы «активисты», и Кифовы «традиционалисты» и Христовы «отшельники», как они нужны Господу, Который не хочет, чтобы кто-нибудь погиб (Ин.10:28).

Каковы же современные христиане? Готовы ли они ради Христа отречься от собственной гордости, готовы ли они ради укрепления Церкви принять тех, кто проявляет свою веру не так, как делают это они? Готовы ли современные пастыри признать, что главным в организации жизни Церкви должно быть Слово Божье и главными авторитетами должны быть те, кто глубоко знает Писание и живёт согласно поставлениям Библии? Готовы ли они отказаться от административной власти и признать себя слугами, недостойными никакой награды?

Да будет каждый, называющий себя верующим в единого истинного Бога, человеком, который несёт крест, данный Христом, отрёкшись от всего ради Него (Лк.14:33)!

[i] в 18-й главе Деяний говорится, что проповедь о Христе плохо воспринималась местными иудеями, Павлу «противились и злословили» (18:6), а потом, при Галлионе «напали» и хотели судить (18:12)

Получайте новые материалы через следующие инструменты (нажимайте на название инструмента для перехода).

Подписывайтесь на Telegram!

Подписывайтесь на Twitter!

Подписывайтесь на Tumblr!

Подписывайтесь на Youtube (плейлист JCML.RU)!

А также можете подписаться на рассылку (форма слева).

Мы по-прежнему нуждаемся в Ваших молитвах и пожертвованиях для развития нашего служения, участвуйте в нём в меру сил и веры!

Всех благословений и мира во Христе!

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.