Тучная пшеница и мёд из скалы (Псалом 80)

Библейские тексты порой сложны для понимания, потому что используемые образы, ссылки на события, обстоятельства, людей могут быть непонятны неподготовленному читателю. Прошло уже несколько тысячелетий, когда канонические книги были написаны и утверждены как единый стандарт для всей Церкви. Язык, культура, обычаи, научные взгляды на жизнь, семью и общество изменились весьма радикально. Например, одно из наиболее известных мест в Писании, вызывающее споры и разногласия – это буквальное понимание 11-й главы 1-го Послания к Коринфянам о том, что женщины должны покрывать свою голову. До сих пор сложно понять, что это за ссылки на “ангелов” и на “природу”, которая учит, что у женщин должны быть длинные волосы, а у мужчин – короткие. Есть весьма интересное исследование, о котором рассказывается в подкасте Naked Bible (на английском: ссылка). В нём объясняется, что древняя медицинская наука считала, что длинные волосы нужны женщине для того, чтобы с большей вероятностью зачинать детей. У мужчин, с другой стороны, короткие волосы способствуют укреплению их плодородия. Конечно, с точки зрения современной медицины, — это полная ерунда, но читатели павловых посланий знали то, что было доступно им, и Апостол ссылался на эти знания, чтобы лучше объяснить свою позицию. Поэтому требование покрывать голову сейчас совершенно необязательно, как и требования о длине волос. Впрочем, требование к жене быть покорной мужу остаётся актуальным во все времена независимо от особенностей моды или достижений научно-технического прогресса.

Сегодня же мы рассмотрим образы из 80-го псалма, которые на первый взгляд кажутся абсурдными, однако, не стоит спешить с выводами.

О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!

Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их: ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;

Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.

(Пс.80:14-17)

Вот эти два образа – “тук пшеницы” и “мёд из скалы”. “Тук” или “жир” – обычно применяется по отношению к животным. Считалось, что это лучшая, самая желанная и вкусная часть животного, именно она предназначалась в жертву Богу. Переносный смысл слова “тук” (ивр.хэлэб) – “лучший” – это слово употребляется по отношению к самой первой жертве, принесённой Богу праведным Авелем[1]. Но что же такое “тук пшеницы” и почему это словосочетание употребляется в этом псалме?

Для начала рассмотрим, что же это за псалом, какие есть похожие псалмы и самое главное – на какое другое поэтическое произведение он прямо указывает.

Псалом 80 – это один из псалмов “на Гефском орудии” (или “на точилах”). В Псалтири есть ещё 2 таких псалма – 8-й (Псалом Давида) и 83-й (Псалом сынов Кореевых). Псалом 80-й имеет надписание “псалом Асафа”. Считается, что на Гефском орудии играли на праздник кущей или во времена давления винограда. Псалом 8 – пророческий мессианский псалом о том, как Господь Иисус придёт в Иерусалим во славе и Ему Бог “из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу”[2]. Также в нём говорится об удивительном умалении Мессии, Который примет человеческую плоть и пройдёт крестный путь, хотя вся вселенная подчиняется Его воле. 83-й псалом также повествует об уповании на Бога и блаженстве праведника, находящего удовольствие и удовлетворение в будущем обитании во дворах Божьих. Но всё это ещё где-то впереди для авторов этих псалмов, 80-й же псалом говорит о печальном настоящем Израиля. Трагедия божьего народа состояла в том, что несмотря на все чудеса и обетования он много раз отворачивался от Творца, бунтовал, роптал и забывал о Нём.

И всё это было предсказано, записано и воспето непосредственно перед смертью величайшим Божьим человеком Моисеем. Господь после того, как был записан закон для Израиля, даёт ему повеление написать песню, в которой рассказывается о будущем отступлении Израиля:

“…и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов…и нарушит завет Мой…”

(Второзаконие 31:16)

“…напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых…чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых…”

(Второзаконие 31:19)

В частности, в этой песне, занимающей значительную часть 32-й главы книги Второзаконие, есть следующие строчки:

“…Он вознёс его[3] на высоту земли, и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы, маслом коровьим, и молоком овечьим, и туком агнцев, и овнов Васанских, и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.

И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога…”

(Второзаконие 32:13-15)

Вот они, эти образы – “мёд из камня” и “тучная пшеница”, а также ряд других продуктов питания, которые были бы благословениями, если бы не отношение к ним Израиля. В этом есть универсальный урок как для народов, так и для отдельного человека – подобно тому, как физическое тело полнеет и жиреет от чрезмерного питания, так и духовное состояние ухудшается, когда человек не ставит Бога на первое место. Это прежде всего проявляется в упрямстве и гордости. Человек ставит себя самого на место Творца, он сам себя делает хозяином своей жизни со всеми вытекающими последствиями. В песне Моисея это состояние сравнивается с безумием, потерей способности мыслить здраво[4]. Многие беды ждут отступников, но через все эти несчастья Господь покажет то, насколько Он любит людей, всех людей – израильтян и язычников – которые ищут Его. Ко всем народам придёт Заступник, Который победит саму смерть, изгладит все беззакония и освободит людей от рабства греху, чтобы на новой земле остался истинный народ Божий, который будет вечно с Ним. Песнь Моисея заканчивается призывом всем радоваться о грядущем Небесном Царстве.

Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою и народ Свой!

(Второзаконие 32:43)

В конце книги псалмов мы находим то, что даёт эту радость, то, что указывает путь – это Слово Божье, которое приходит на землю, чтобы люди поняли Его, увидели Его, приняли Его, ведь Он так близко от каждого из нас[5].

Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя; посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его…

(Пс.147:1-4)

На первый взгляд кажется, что этот псалом говорит только о потомках Иакова, однако, как мы видели раньше, непосредственные продолжатели линии Израиля много раз отступали от Бога, отрекались, толстели в упрямстве, но в этом псалме мы не видим ничего подобного, здесь мы видим, что запоры Иерусалима крепки, что святой город полон благословений, в нём мир (ШАЛОМ) и насыщение. И всё это потому, что Слово Божье послано на землю, Оно устраивает порядок и благополучие. Всё это произойдёт только тогда, когда старый мир закончится, и праведники увидят Бога таким, каков Он есть[6].

Это там, впереди, но как Бог говорил израильтянам о прекрасной ханаанской земле, так и сейчас Он через Слово говорит о новой земле, на которой обитает правда[7]. И если в земле обетованной потомков Иакова ожидали плоды земли, то Царство Божье не в пище и напитках, но в праведности, мире и радости в Святом Духе[8]. “Мёд из скалы” – это мёд диких пчёл, живущих не под контролем человека, а на свободе, а Дух Божий – это свобода[9]. Скала же нашей веры – Христос[10], единственное надёжное основание нашей веры, из этой скалы исходят потоки живой воды[11], сладость истинного спасения, она выдержит любое наводнение, устоит перед любым землетрясением, а в конце наполнит собой весь мир[12], который поклонится Христу.

Как же сохранить веру, как не располнеть от духовного жирного и мучного? Псалом 80 и здесь даёт простой и понятный ответ – слушать Бога и ходить Его путями (ст.14). А для этого нужно изучать Его Слово и молиться о том, что Он дал силы исполнить Его, противостоять духовным силам зла, одев полное вооружение Божье[13].

Бог отлично знает, что люди слабы, легко отступают от истины, закрывают уши и глаза, чтобы не слушать Его. Но Он готов нам помочь, нужно лишь попросить, и Господь наполнит нас всеми Своими благословениями!

[1] Быт.4:4 “…Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его…”

[2] Псалом 8:3

[3] Народ Божий, см.Втор.32:9

[4] “…они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла…” (Втор.32:28)

[5] Деяния 17:27

[6] 1-е Послание Иоанна 3:2

[7] 2-е Послание Петра 3:13

[8] Римлянам 14:17

[9] 2-е Коринфянам 3:17

[10] “Иисус Христос – камень”. https://jcml.ru/2016/09/11/iisus-xristos-kamen/

[11] Евангелие от Иоанна 7:38

[12] Даниил 2:35

[13] Ефесянам 6:11

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.