Библейские тексты порой сложны для понимания, потому что используемые образы, ссылки на события, обстоятельства, людей могут быть непонятны неподготовленному читателю. Прошло уже несколько тысячелетий, когда канонические книги были написаны и утверждены как единый стандарт для всей Церкви. Язык, культура, обычаи, научные взгляды на жизнь, семью и общество изменились весьма радикально. Например, одно из наиболее известных мест в Писании, вызывающее споры и разногласия – это буквальное понимание 11-й главы 1-го Послания к Коринфянам о том, что женщины должны покрывать свою голову. До сих пор сложно понять, что это за ссылки на “ангелов” и на “природу”, которая учит, что у женщин должны быть длинные волосы, а у мужчин – короткие. Есть весьма интересное исследование, о котором рассказывается в подкасте Naked Bible (на английском: ссылка). В нём объясняется, что древняя медицинская наука считала, что длинные волосы нужны женщине для того, чтобы с большей вероятностью зачинать детей. У мужчин, с другой стороны, короткие волосы способствуют укреплению их плодородия. Конечно, с точки зрения современной медицины, — это полная ерунда, но читатели павловых посланий знали то, что было доступно им, и Апостол ссылался на эти знания, чтобы лучше объяснить свою позицию. Поэтому требование покрывать голову сейчас совершенно необязательно, как и требования о длине волос. Впрочем, требование к жене быть покорной мужу остаётся актуальным во все времена независимо от особенностей моды или достижений научно-технического прогресса.
Сегодня же мы рассмотрим образы из 80-го псалма, которые на первый взгляд кажутся абсурдными, однако, не стоит спешить с выводами.
О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их: ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
Вот эти два образа – “тук пшеницы” и “мёд из скалы”. “Тук” или “жир” – обычно применяется по отношению к животным. Считалось, что это лучшая, самая желанная и вкусная часть животного, именно она предназначалась в жертву Богу. Переносный смысл слова “тук” (ивр.хэлэб) – “лучший” – это слово употребляется по отношению к самой первой жертве, принесённой Богу праведным Авелем[1]. Но что же такое “тук пшеницы” и почему это словосочетание употребляется в этом псалме?
Для начала рассмотрим, что же это за псалом, какие есть похожие псалмы и самое главное – на какое другое поэтическое произведение он прямо указывает.
Псалом 80 – это один из псалмов “на Гефском орудии” (или “на точилах”). В Псалтири есть ещё 2 таких псалма – 8-й (Псалом Давида) и 83-й (Псалом сынов Кореевых). Псалом 80-й имеет надписание “псалом Асафа”. Считается, что на Гефском орудии играли на праздник кущей или во времена давления винограда. Псалом 8 – пророческий мессианский псалом о том, как Господь Иисус придёт в Иерусалим во славе и Ему Бог “из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу”[2]. Также в нём говорится об удивительном умалении Мессии, Который примет человеческую плоть и пройдёт крестный путь, хотя вся вселенная подчиняется Его воле. 83-й псалом также повествует об уповании на Бога и блаженстве праведника, находящего удовольствие и удовлетворение в будущем обитании во дворах Божьих. Но всё это ещё где-то впереди для авторов этих псалмов, 80-й же псалом говорит о печальном настоящем Израиля. Трагедия божьего народа состояла в том, что несмотря на все чудеса и обетования он много раз отворачивался от Творца, бунтовал, роптал и забывал о Нём.
И всё это было предсказано, записано и воспето непосредственно перед смертью величайшим Божьим человеком Моисеем. Господь после того, как был записан закон для Израиля, даёт ему повеление написать песню, в которой рассказывается о будущем отступлении Израиля:
“…и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов…и нарушит завет Мой…”
(Второзаконие 31:16)
“…напишите себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых…чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых…”
(Второзаконие 31:19)
В частности, в этой песне, занимающей значительную часть 32-й главы книги Второзаконие, есть следующие строчки:
“…Он вознёс его[3] на высоту земли, и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы, маслом коровьим, и молоком овечьим, и туком агнцев, и овнов Васанских, и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога…”
(Второзаконие 32:13-15)
Вот они, эти образы – “мёд из камня” и “тучная пшеница”, а также ряд других продуктов питания, которые были бы благословениями, если бы не отношение к ним Израиля. В этом есть универсальный урок как для народов, так и для отдельного человека – подобно тому, как физическое тело полнеет и жиреет от чрезмерного питания, так и духовное состояние ухудшается, когда человек не ставит Бога на первое место. Это прежде всего проявляется в упрямстве и гордости. Человек ставит себя самого на место Творца, он сам себя делает хозяином своей жизни со всеми вытекающими последствиями. В песне Моисея это состояние сравнивается с безумием, потерей способности мыслить здраво[4]. Многие беды ждут отступников, но через все эти несчастья Господь покажет то, насколько Он любит людей, всех людей – израильтян и язычников – которые ищут Его. Ко всем народам придёт Заступник, Который победит саму смерть, изгладит все беззакония и освободит людей от рабства греху, чтобы на новой земле остался истинный народ Божий, который будет вечно с Ним. Песнь Моисея заканчивается призывом всем радоваться о грядущем Небесном Царстве.
Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою и народ Свой!
(Второзаконие 32:43)
В конце книги псалмов мы находим то, что даёт эту радость, то, что указывает путь – это Слово Божье, которое приходит на землю, чтобы люди поняли Его, увидели Его, приняли Его, ведь Он так близко от каждого из нас[5].
Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя; посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его…
На первый взгляд кажется, что этот псалом говорит только о потомках Иакова, однако, как мы видели раньше, непосредственные продолжатели линии Израиля много раз отступали от Бога, отрекались, толстели в упрямстве, но в этом псалме мы не видим ничего подобного, здесь мы видим, что запоры Иерусалима крепки, что святой город полон благословений, в нём мир (ШАЛОМ) и насыщение. И всё это потому, что Слово Божье послано на землю, Оно устраивает порядок и благополучие. Всё это произойдёт только тогда, когда старый мир закончится, и праведники увидят Бога таким, каков Он есть[6].
Это там, впереди, но как Бог говорил израильтянам о прекрасной ханаанской земле, так и сейчас Он через Слово говорит о новой земле, на которой обитает правда[7]. И если в земле обетованной потомков Иакова ожидали плоды земли, то Царство Божье не в пище и напитках, но в праведности, мире и радости в Святом Духе[8]. “Мёд из скалы” – это мёд диких пчёл, живущих не под контролем человека, а на свободе, а Дух Божий – это свобода[9]. Скала же нашей веры – Христос[10], единственное надёжное основание нашей веры, из этой скалы исходят потоки живой воды[11], сладость истинного спасения, она выдержит любое наводнение, устоит перед любым землетрясением, а в конце наполнит собой весь мир[12], который поклонится Христу.
Как же сохранить веру, как не располнеть от духовного жирного и мучного? Псалом 80 и здесь даёт простой и понятный ответ – слушать Бога и ходить Его путями (ст.14). А для этого нужно изучать Его Слово и молиться о том, что Он дал силы исполнить Его, противостоять духовным силам зла, одев полное вооружение Божье[13].
Бог отлично знает, что люди слабы, легко отступают от истины, закрывают уши и глаза, чтобы не слушать Его. Но Он готов нам помочь, нужно лишь попросить, и Господь наполнит нас всеми Своими благословениями!
[1] Быт.4:4 “…Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его…”
[2] Псалом 8:3
[4] “…они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла…” (Втор.32:28)
[6] 1-е Послание Иоанна 3:2
[7] 2-е Послание Петра 3:13
[8] Римлянам 14:17
[9] 2-е Коринфянам 3:17
[10] “Иисус Христос – камень”. https://jcml.ru/2016/09/11/iisus-xristos-kamen/
[11] Евангелие от Иоанна 7:38
[12] Даниил 2:35
[13] Ефесянам 6:11