Псалом 8. Вечный шабат

Многие люди любят выходные, праздники, отпуск, потому что это время, когда каждодневная рутина разрывается, и ты на некоторое время можешь не думать о заботах, работе, учёбе, провести время с близкими людьми, отдохнуть. Эти дни проходят быстро, а потом всё начинается сначала. Конечно, есть любители работать без перерыва, для них понедельник начинается в субботу, а отдых – это смена деятельности, но таких немного. Если посмотреть на первые псалмы, как на дни недели, то начало весьма позитивно как и первый день недели. Первый псалом о блаженстве праведных и гибельном пути нечестивых, мир прост и ясен. Псалмы со 2-го по 7-й – это история борьбы с людьми, с самим собой и в некотором смысле с Богом, когда кажется, что Он молчит и не обращает на тебя внимание. Заканчивается 7-й псалом парадоксально хорошо – словами хвалы и песнью Господа Всевышнего, хотя в надписании он характеризуется как “плачевная песнь”. И вот происходит прорыв во времени – 8-й день, день, в который воскрес Господь, день, когда время перестаёт существовать, день вечного шабата.
Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!
Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу*, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!
(Псалом 8)
Восьмой псалом переполнен вдохновением, радостью и желанием прославлять Бога; заботы, проблемы и враги здесь упоминаются вскользь, да и то в контексте того, что они побеждены и замолчали. Только здесь дважды повторяется фраза “Господи, Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле!”. В иврите двойное повторение означает усиление заложенной идеи. Хотя в этой фразе и так употреблены весьма сильные слова – ЯХВЕ (Сущий, здесь Господи), Адон (Господин, здесь Боже). То есть, обращение к Богу можно перевести как Господи, Господин наш – как сделано, например, в греческом переводе Танаха – Септуагинте и в некоторых еврейских переводах. Слово “величественно” также часто употребляется в Библии по отношению к правителям, иногда для описания природных явлений. Таким образом, в этой фразе Бог трижды превозносится как обладающий властью, причём всеобъемлющей (“по всей земле”).
Вход Господень в Иерусалим
Но ещё больше эта идея раскрывается в том, что здесь пророчески говорится о грядущем Мессии (Христе), Который процитирует фразу “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”, когда будет входить в Иерусалим под звуки радостных восклицаний детей. Интересно, что слово “хвала” на иврите – это ОЗ – и обычно оно переводится как “сила, могущество, крепость”, но только в этом псалме переводчики Септуагинты, которую и цитировал Иисус, использовалось греческое АИНОС (хвала). Септуагинта – греческий перевод Ветхого Завета – это не просто перевод для иудеев, находившихся тогда в рассеянии и не знавших иврит, это ещё и толкование. В частности, известный текст из пророка Исаии о том, что Дева родит Сына, на иврите содержит слово, которое можно перевести по-разному – просто женщина или замужняя женщина. Но в Септуагинте там стоит слово Парфенос, которое переводится только как дева (девственница).
Точно так же в 8-м псалме по логике нужно было бы перевести “из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу (мощь, крепость)” (например, такой вариант у Давида Йозефсона). Ведь в контексте мы видим наименование Бога как Господина, как правителя, как сильного владыки над всем сущим. Но если прочитать дальше, то становится понятно, почему был взят этот образ – слабых детей, в которых есть некая сила, превращающаяся в хвалу Богу.
Иисус Христос, будучи Богом, воплотился в человека, стал младенцем, умалился, опустошил себя, приняв образ раба, как пишет Апостол Павел в Послании к Филиппийцам 2:7. Для этого даже существует термин кенозис (ударение на первом слоге) от греческого слова со значением опустошения. Люди смотрели на Иисуса и не могли поверить, что Бог, Творец всего сущего, вдруг стал ходить между ними, разговаривать, прикасаться к другим людям, плакать, чувствовать голод и жажду, а потом был несправедливо осуждённым и убитым. Что такое сын Адама, человек, мы все прекрасно знаем – существо слабое, подверженное слабостям и болезням разного рода. Как же святой Бог мог стать подобным нам, зачем Ему это понадобилось?
В Евангелии от Луки, 18-й главе, мы можем прочитать ещё одну историю о том, как народ воздал хвалу Иисусу – это история о нищем слепце, который услышал об Иисусе и кричал, чтобы прозреть. Когда же он обрёл зрение, то пошёл за Господом, славя Бога. После этого весь народ воздал хвалу Богу. Ранее, в этой же главе Иисус говорил о том, что не нужно препятствовать детям приходить к Нему, “ибо таковых есть Царствие Божие”, там же мы читаем историю богатого юноши, который не мог оставить своё земное благополучие ради небесного, там же говорится о смерти и воскресении Христа.
Хвала Богу возникает при нескольких обстоятельствах – во-первых, от понимания того, что Бог есть Господь, во-вторых, что мы – Его любимые дети, а в-третьих, что любовь Божья к нам проявилась в Иисусе Христе. Только тогда, когда такая вера будет жить в сердце, человек сможет восхвалить Бога и принести славу Ему, уподобившись малым детям!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.