Перед тем как начать наше изучение Библии, я хочу объяснить контекст этого изучения. Дело в том, что последнее время я изучал книги Ветхого Завета (книги Исхода и Левита), в которых были установлены законы и постановления для народа Израиля после выхода из Египта. Раньше это были одни из самых трудных для прочтения книг во всей Библии, потому что там было мало действия, которого можно было проанализировать и в то же время много различных правил и установок, которые к тому же повторялись по несколько раз.
Но сейчас я стал изучать в контексте отрывка из 2-го послания Тимофею 3:16-17 “Всякий отрывок Писания, так как оно вдохновлено Богом, полезен при наставлении истины и убеждении грешников, а также для того, чтобы помочь людям стать на путь истинный и исправиться, чтобы человек Божий мог исполнять всё, что от него требуется, и вооружён был для совершения добрых дел.“
К тому же я стал изучать дополнительные комментарии, в которых очень подробно, с параллельными отрывками, видно, как связано Писание, что Ветхий завет – это прообраз Нового. И то, что в Ветхом Завете было описано, исполняется и сейчас, но с учётом жертвы Христа. Например, в Ветхом завете есть указание о том, что жертва за грех выносилась за пределы стана, и, как известно, Иисус Христос, Который является жертвой за все грехи, был распят вне стана.
А теперь ещё один текст:
“Если человек жертвует птицу для приношения Господу всесожжением, то пусть это будет горлица или молодой голубь.
Пусть священник принесёт птицу к алтарю, свернёт ей шею, сожжёт её на жертвеннике и сцедит кровь птицы по стене жертвенника.
Пусть священник вынет зоб и вместе с перьями птицы бросит его с восточной стороны алтаря, куда сметают пепел.
Затем пусть он надломит крылья птицы, но не разделяет её на части, а сожжёт на алтаре, на дровах, которые на огне. Это приношение сожжением, приношение огнём, его благоухание приятно Господу“.
(Лев. 1:14-17)
А за ним и первый вопрос:
Как определить, что является жертвой, а что нет, какие у жертвы, угодной Богу, характеристики?
(Здесь нужно остановиться и поразмышлять над вопросом)
Размышляя над разными видами жертв (Жертва за грех, жертва всесожжения, хлебное приношение, мирная жертва, жертва повинности – подробнее здесь http://www.evernote.com/l/ANi3gQZduelI1oVkqhEYbJMnZwtotVgp0mQ/ ), я пришёл к следующим трём характеристикам жертвы, угодной Богу:
- Определённый предмет жертвы (предмет я понимаю в широком смысле – это может быть время, отношения и многое другое);
- Определённый способ жертвования или ритуал;
- Определённое отношение к принесению жертвы. Для Бога этот пункт определяющий, потому что Бог допускает, чтобы менялись предметы и способы, но отношение – это то, что и определяет угодна Богу жертва или нет.
“Горько мне, ибо я, как сорванный плод, как собранный виноград. Ни одной ветки винограда не осталось для еды, ни одного из ранних фиников, которые я так люблю.
Все праведные люди ушли, ни одного хорошего человека не осталось в этой стране. Все затаились в ожидании, каждый старается подловить брата своего.
Обе руки стараются причинять зло, правитель требует подношений, судья берёт взятки, сильные диктуют свои желания все они вместе в сговоре.
Лучший из них, как шиповник, самый справедливый хуже, чем терновый куст. Пророки ваши говорили, что этот день придёт. Настал день ваших часовых. Теперь вас постигнет наказание! Теперь вы придёте в смятение!
Не доверяйте соседу, не полагайтесь на друга. Даже с той, кто лежит в твоих объятиях, будь осторожен в словах.
Ибо сын позорит отца своего, дочь восстаёт против своей матери, а невестка против свекрови. Враги человека его домашние.
Что же до меня, я обращусь с надеждой к Господу, я жду Господа, Спасителя моего, и Бог мой услышит меня.”
(Мих 7:1-7) (Также можно прочитать похожий отрывок из 2-го Коринфянам 5:1-9 о том, что здесь, на земле мы страдаем в связи с ограничениями земной жизни, но также, как и в предыдущем отрывке Бог даёт надежду).
Этот мир полон мрака, так было и так будет, пока не настанет последний день. Но человек, имеющий правильное отношение, сможет преодолеть весь этот мрак, используя печаль, “угодную Богу”. Ту самую, которая помогает сделать что-то, принести правильную жертву.
Мих 6:6-8: “Но с чем же я предстану пред Господом, как поклонюсь Всевышнему Богу? Со всесожжениями ли предстану пред Ним, телят ли годовалых принесу в жертву? Нужны ли Господу тысячи баранов или потоки несчетные елея? Разве первенца своего отдам в жертву за преступление, плоть и кровь свою – за грех мой? Он показал тебе, человек, что такое добро и чего Господь ждет от тебя: чтобы в поступках своих всегда держался ты справедливости, ко всем относился с любовью и жил смиренно, в постоянном общении с Богом твоим.”