Сегодня мы рассмотрим историю жизни одного человека, который известен чудесами, которые через него совершил Бог, ревностью и заботой о народе Божьем. Но сначала несколько фактов о нём, которые помогут немного лучше узнать его (попробуйте догадаться, о ком идёт речь:
- Его первое имя, которое большинство не знает, начинается на “О”.
- У его тезки по этому имени есть книга в Библии, названная его первым именем.
- Значение имени его отца – “рыба” или “новый”.
- Он упоминается в Библии 30 раз по имени-отчеству, из них 29 раз в 7 книгах Ветхого Завета и в одной книге Нового Завета (послание к Евреям). Без упоминания отца его имя встречается около 200 раз.
- Он совершил по крайней мере 3 ошибки, одна из которых погубила людей, вторая спасла от смерти, третья не повлияла явным образом.
- Он конфликтовал со своим руководителем и наставником, а также со всем народом Израиля.
- Он принадлежит к колену Ефрема.
- У него есть второе имя, которое ему дал наставник, в обоих именах есть значение “спасения”.
- Его вторым именем названа книга Ветхого Завета.
- Он прожил 110 лет.
- В конце жизни он заключил завет с народом Израиля и в свидетели поставил камень.
- Во все дни его управления и в дни, когда были живы старейшины, которые звали его, Израиль служил Богу.
- Его именем названо астрономическое явление в память о великом чуде, сотворённом при нём.
- Бог послушал его так, как никого больше.
- Он является тёзкой по второму имени с самым известным на земле человеком.
Если Вы хоть раз читали Ветхий Завет или, по крайней мере, знакомы с его содержанием, то поняли, что речь идёт об Осии, более известном, как Иисус, сын Навина из колена Ефремова.
Он известен, как искусный полководец, как помощник Моисея, как один из двух израильтян (вместе с Халевом), которые не умерли в пустыне после выхода из Египта, потому что со всей силой и страстью доверяли Господу Богу (не считая священников).
В этой короткой статье мы лишь вкратце рассмотрим историю его жизни, а прожил он 110 лет, попробуем научиться на его победах и поражениях, чтобы подобным образом угодить Богу своей верой. Мы хотим вдохновить Вас прочитать полностью книгу Иисуса Навина и рассмотреть её место в Библии, а также изучить дополнительные материалы по теме, чтобы укрепить Ваши отношения с Богом (или, по крайней мере, начать их строить).
Для того, чтобы рассмотреть эту личность в развитии так, как о нём повествует Писание, мы разобъём его жизненный путь на Земле на три этапа:
1. Рождение в рабстве и освобождение, первые победы и наставничество Моисея.
2. Наречение и избрание для миссии, борьба за праведность народа Божьего.
3. Осуществление миссии и битвы за Ханаан, наследие и завет.
Конечно, такое разделение условно, каждый человек живёт не поэтапно, а непрерывно, однако формат и контекст библейского текста таков, что из всей истории жизни людей, народов и всего человечества по вдохновению Духа Святого были выбраны определенные фрагменты для укрепления в вере читающих и слушающих Слово Божье (2 Тим.3:16-17).
В конце концов, даже о жизни Иисуса Христа написано достаточно мало (Ин.21:25).
1. Избрание и испытания.
В Библии не говорится ничего о детстве и отрочестве Иисуса Навина, известно только, что он был из колена Ефремова, а отца его звали Навин (или Нон 1Пар.7:24), что значит “правитель”, “рыба” или “размножение”, это всё, что известно о его отце.
Ефрем (букв.”плодовитый”) был младшим сыном Иосифа, который был рождён в Египте, но Иаков (Израиль) поставил Ефрема выше первенца Иосифа – Манассии, о чём написано в Быт.48. В книге Чисел (Числа 11:32-35) описывается то, что колено Ефрема превзошло по численности колено его старшего брата и стоит выше в списке колен, колено Манассии там самое малочисленное, на втором месте снизу Вениамин, а потом – Ефрем. И удивительно, что Ефрем превзошёл по численности хотя бы два этих колена, ведь он был самым младшим из всех.
Первое имя, Осия, в книгах Ветхого Завета встречается всего три раза – Числа 13:9, 17, Втор.32:44 (здесь в синод.переводе имя было переведено, как “Иисус”). В этих трёх текстах говорится о его отце, о том, что Моисей нарёк его Иисусом и том, как он с Моисеем провозгласил слова песни для израильского народа прямо перед тем, как Моисей умрёт, увидев с гор Ханаан. Эти три текста как раз и знаменуют начало трёх значимых этапов жизни Иисуса Навина, отмеченных в Библии.
Но вернёмся к началу его жизни, – он родился в Египте и ко времени Исхода был уже достаточно взрослым и известным в своём колене, о чем говорит его избрание на битву с амаликтянами Моисеем. Впрочем, как видно из истории с Давидом (1 Цар.16:1-13), возраст не является определяющим фактором для избрания Богом, однако для военных действий человек всё равно должен быть не совсем юн и малоопытен. Описание битвы с амаликтянами (Исх.17:8-14) ставится прямо после того, как рассказывается случай в Массе (букв.”испытание”, “искушение”) и Мериве (букв.”укор”) (Исх. 17:1-7), из-за которого Моисей с Аароном не войдут в Ханаан. Текст словно намекает на того, кто сменит Моисея во главе Израильского народа и какую миссию он будет выполнять, чтобы читатель понял, что у Бога всегда есть план, и Он этот план последовательно реализует.
Иисус самостоятельно после поручения Моисея выбирает воинов, а Моисей, держа руки во время сражения в поднятом состоянии при помощи Аарона и Ора (мужа Мариам, сестры Моисея согласно Иосифу Флавию), помогает Иисусу победить. После этого Господь велит Моисею записать об этом и внушить (букв.”поставить знак”) Иисусу, что Амалик будет истреблён, но при выполнении этого поручения Господа много позже первый царь Израиля, Саул, согрешит и потеряет расположение Господа, и Бог выберет нового царя, Давида, о котором мы писали выше.
Моисей поставит жертвенник Иегова Нисси (“Господь знамя моё”), и этот образ знамени и это слово будет ещё не раз использовано, став, например, прообразом крестной смерти Христа (Чис.21:8-9, Ин.3:14-21), как знак спасения для всех народов (Пс.59:6-7, Ис.5:26, Ис.11:10-12, Ис.49:22).
Пс 59:6-7: “Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.”
Ис 49:22: “Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах.”
Но мы продолжим следить за судьбой Иисуса, следующий раз мы встречаемся с ним, когда он идёт на гору Синай как служитель Моисея (Исх.24:13-14) и остаётся с ним на горе в то время, как Аарон и Ор, о которых мы читали ранее, остаются заботиться о народе, но терпят сокрушительное поражение, поддавшись нечестивым желаниям народа (вероятно, народ подстрекали не-израильтяне, вышедшие с народом Божьим из Египта). И здесь мы снова видим, что Иисус является словно прообразом царя Давида, который тоже известен как ревностный и преданный Богу человек, через которого Бог открывает людям Свою волю. И Давид также, как Иисус Навин известен своей храбростью в войне, например, в борьбе с Голиафом (1 Цар.17). Но воинственный нрав не мешал этим людям смиряться в служении перед Богом, падать ниц в молитве, заниматься не самой почётной работой, которая может и не принести славу перед людьми, зато легко может вызвать их гнев, о чём мы будем читать дальше.
Сейчас же мы оставили его на горе в ожидании Моисея, которому Бог открыл, что народ развратился и сделал идола и стал веселиться. Иисус же пока ничего не знает и предполагает, что внизу идёт битва, что вполне естественно для военного человека (Исх.32), но Моисей открывает ему в чём дело. Как тяжело, наверное, было Иисусу сидеть и ждать Моисея, и он в одиночестве, даже слыша звуки предполагаемой битвы, был верен и ждал своего наставника. А сыны Израилевы вместе с Аароном и Ором не смогли выдержать этого испытания временем, что косвенно свидетельствует о том, что Бог выбрал Иисуса и готовил его к последующему назначению.
2. В поисках воли Божьей.
Проходит некоторое время, и мы видим описание сильного кризиса в жизни Моисея, о котором написано в Чис.11. Моисей устаёт, после спасения народа от огненного гнева Господа (Чис.11:1-2), некоторые “пришельцы” (букв.”сборище, толпа, сброд”) стали проявлять прихоти (эта же прихоть сгубила Еву – Быт.3:6, также об этой ситуации говорится в Пс.77:29-30, 105:14) и этот ропот распространился и на израильтян. Некоторые предполагают, что этими “пришельцами” могли быть египтяне, которые пошли вместе с исходом израильтян, этим объясняются воспоминания о Египте (Чис.11:5), впрочем, это точно неизвестно, а слово это больше нигде не встречается в тексте Ветхого Завета.
После того, как начали плакать израильтяне, гнев Господа снова возгорелся, и Моисею стало плохо (Чис.11:10), слово “раа”, которое в синодальном переводе звучит, как “прискорбно”, – это глагол, который часто употребляется, как “быть плохим, неугодным, делать зло, ломать, сокрушать”. Тот совет, который дал Моисею его тесть Иофор (Исх.18), не помог, Моисей обвиняет Бога в своём “прискорбном” состоянии (“Для чего Ты мучишь раба Твоего?” – слово, переведённое здесь как “мучишь”,-это то же слово, которое переведено, как “прискорбно” стихом ранее), говорит, что он не нянька этому народу, что не знает, где взять мяса, признаёт, что ноша эта слишком тяжела и лучше умереть, чем видеть печальные последствия. Тогда Бог даёт Моисею совет лучший, чем совет Иофора, – а именно – выбрать 70 старейшин, чтобы на них сошёл Дух Божий. В Лк.10 также употребляется число 70, – именно столько учеников пошлёт Иисус Христос на проповедь (такое количество языческих народов содержит предание).
Но мы посмотрим, что произойдёт дальше. Моисей, засомневавшись, что Бог способен накормить израильтян мясом, получает справедливый упрёк от Господа, а потом делает то, что от него требуется. И тут происходит неожиданное, – двое мужчин в стане, – Елдад (“Бог узнал” или “Бог возлюбил”) и Модад (“любовь”) вдруг тоже начинают пророчествовать, хотя они были в стане. И тут Иисус возмущается и говорит, чтобы Моисей запретил им это делать (Чис.11:28), тем самым проявив смирение. Отсюда же мы узнаём, что он был один из избранных (букв.”юношей”), но, как мы читаем, он один проявляет инициативу и говорит Моисею, что надо остановить незапланированную деятельность. Можно только предполагать, почему он это сделал, возможно, он не посчитал этих людей достойными, ведь они не были рядом с Моисеем, возможно, хотел навести порядок, чтобы не был подорван авторитет вождя израильского. В любом случае, мы видим его ревность, о чём и говорит Моисей (Чис.11:29) и всё-таки объясняет, что то, что происходит, – это хорошо, ведь это Бог действует Духом Своим.
Проходит некоторое время, а в Библии одна глава, и вот мы подходим к поворотному моменту в жизни Иисуса, он вместе с одиннадцатью другими “главными” (“вождями”, “лучшими”) от 12 колен Израиля (Чис.13:3-4) посылается Моисеем по поручению Господа на разведку в землю Ханнаанскую. Он (здесь он перечислен как Осия) и Халев (“пёс, собака”) из колена Иуды позднее станут двумя людьми, которые вышли из Египта и вошли и жили в земле обетованной. Именно здесь Моисей называет Осию Иисусом (Чис.13:17), и возникает вопрос: “Почему же до этого в Библии он называется Иисусом, ведь назван так он только в этот момент”. Мы думаем, что так Бог показывает его избрание и его миссию с самого начала, а имя Осия употребляется лишь там, где нужно подчеркнуть его происхождение (физическое), его наречение (своеобразное духовное рождение) и благословение на руководство.
Сорок дней ходил Иисус со своими товарищами по Ханаану, но 10 вождей утратили свою веру за эти 40 дней и стали других людей пугать и заражать безверием, а Халев успокаивал народ. Но тут народ восстаёт и хочет, выбрав нового начальника, вернуться в Египет (Чис.14:4), Моисей и Аарон падают ниц перед народом, а Халев и Иисус Навин раздирают одежды и говорят, что Бог даёт им отличную землю, если будет такова Его милость, и не нужно восставать против Бога, который поставил им в руководители Моисея и Аарона. Надо сказать, что эта страстная проповедь не произвела на народ должного эффекта и только личное вмешательство Бога в ситуацию спасло их всех от побития камнями. Бог сказал, что никто старше 20 лет из тех, кто вышел из Египта не войдут в Ханаан за исключением Халева и Иисуса (Чис.14:20-38).
3. Посвящение на служение.
Проходит 40 лет, народ израильский впадает в блуд с дочерями Моава, от гнева Господа гибнут 24 000 человек (Чис.25), но сын священника Елеазара, Финеес, останавливает поражение. И после этого происходит перепись, которая становится документальным свидетельством того, что Бог исполнил то, что обещал раньше (Чис.26:63-65). И после этого наступает последний этап в жизни Иисуса Навина – служение в роли вождя Израиля в войне за Ханаан со священником в роли того, кто будет возвещать волю Божью (Чис.27:18-23).
Надо сказать, что Халев, о котором мы писали выше, тоже остался одним из людей, которые вместе с Иисусом и Елеазаром будут делить землю Ханаанскую (Чис.34:19).
Конечно, мы не будем пересказывать всего того, что было дальше, для этого читатель может сам прочитать книгу Иисуса Навина, где дальнейшие события достаточно подробно освещены. Рассмотрим лишь некоторые ключевые моменты.
Во-первых, Господь обеспечивает преемственность, великий пророк Моисей лично перед лицом народа передаёт ответственность, которую он нёс более 40 лет. При этом он говорит слова, которые потом повторит Сам Бог “будь твёрд и мужествен”, эти слова он скажет народу, а потом лично Иисусу перед лицом народа. И потом, уже вместе они по велению Господа возвестят обличительную песнь для народа израильского, чтобы они помнили всё, что он говорил им и передавали своим детям. И после этого 120-летний Моисей в очередной раз поднимется на гору и умрёт там, увидев Ханаан, а Иисус останется вождём народа в грядущих сражениях. Символическим жестом передачи власти и силы было возложение рук (Втор.34:9).
И вот, книга Иисуса Навина начинается со слов Бога “будь твёрд и мужествен” (Нав.1:6), которыми заканчивается книга Второзаконие. Бог даёт и метод, которым исполнять – это повеление и не бояться – каждодневное изучение закона Моисея и строительство отношений с Богом.
Рассмотрим то, что Бог делал во времена, когда народ израильский имел вождём Иисуса Навина и Елеазара священника.
Как и у любого человека, у Иисуса Навина были ошибки, рассмотрим две из них, которые описаны в Библии, одна привела к гибели людей, другая – спасла человеческие жизни.
Но сначала рассмотрим, как начинается его служение, следующие события имеют прямую связь с исходом из Египта:
- Переход через Иордан по дну (Нав.3-4) и свидетельство об этом – камни со дна.
- Обрезание как символ снятия срама Египетского (Нав.5:9).
- Празднование Пасхи как знак радости об освобождении (Нав.5:10)
- Прекращение падение манны как знак, что они вышли из пустыни и могут есть плоды земли Ханаана (Нав.5:12)
- Явление Иисусу “вождя воинства Господня” (Нав.5:13-15) в виде человека с обнажённым мечом.
Последнее событие особенно важно, здесь явная параллель со встречей Моисея с Богом в Исх.3, где Он говорил с Моисеем из “среды куста” и говорил те же слова “…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято…“. Моисею же также Бог сказал, чтобы он не подходил, а Иисусу нет. Многие толкователи склоняются к тому, что этим вождём был Сам Господь Иисус Христос, потому что в книге Исход явно указано, что говорит Бог, а в книге Иисуса Навина говорится, что говорит вождь воинства Господня. После описывается разговор Господа (“Яхве”) с Иисусом, так что Господь и вождь воинства небесного, по всей видимости, одно и то же лицо.
Впрочем, и другие события играют важное символическое значение, они являются знамениями для Иисуса Навина и всего народа о том, что Бог с ними, несмотря на то, что Моисей умер. Переход Иордан и обрезание можно символически рассматривать прообразом крещения и исповеди (просьбы Бога о чистой совести), празднование Пасхи – радость о том, что смерть прошла мимо, прекращение падения манны может символизировать прекращение существования земного тела, а явление вождя воинства небесного с мечом как знамение последних дней.
Впрочем, для израильтян того времени всё это имело вполне конкретное и практическое посвящение, – а именно подготовка к войне за Ханаан, для которой жизненно важно было присутствие Господа, Его помощь и руководство. А вкушение плодов явилось зримым подтверждением исполнения обещаний Божьих о земле, источающей молоко и мёд.
Продолжим с двумя ошибками, совершёнными Иисусом в битвах за Ханаан, и первая из них – поражение у города Гая. После триумфальной победы в Иерихоне (о которой говорится в Нав.6) Иисус Навин был прославлен (Нав.6:26), потому что Господь был с ним. Но что-то пошло не так и в следующей битве вождь израильтян послушал своих разведчиков, а Господа, по всей видимости не спросил (Нав.7:1-5), и от этой ошибки погибло до 36 человек, и поражение было очевидным.
Надо сказать, что Господь через это ускромнил Иисуса, он лежал на земле “до вечера”, а с ним и старейшины народа, и Господь открыл им грех Ахана, но не сразу. Есть предположение, что Господь хотел, чтобы Ахан сам пришёл и раскаялся, по этой же причине израильтяне ходили несколько дней вокруг Иерихона, вдруг кто-то в нём покается? Как бы там ни было, грех был обнаружен и очищен камнями и огнём, и гнев Господа утих. Это был первый урок для Иисуса, как служителя Господа, – всегда спрашивать, в чём Его воля.
Но урок не пошёл впрок, и Господь его повторил в ситуации с жителями Гаваона (Нав.9, особенно обратите внимание на Нав.9:14). Надо сказать, что эта ошибка привела к тому, что люди были спасены, весьма вероятно, что некоторые из гаваонцев затем обратились в истинную веру, изначально имея только страх (“…начало мудрости – страх Господень…” Пр.1:7). Некоторые отмечают, что эта ситуация является прообразом того, как позже через Христа к Богу придут язычники (Ис.56:6-7), дом Его станет домом молитвы для всех народов.
Была ещё одна ситуация, которую можно назвать опасной, она описана в Нав.22, когда колена Рувима, Гада и половина колена Манассии были отпущены Иисусом на их земли за Иорданом, потому что они исполнили все свои обязательства перед Богом, а Бог исполнил, всё, что обещал (Нав.21:43-45). Этими племенами был построен жертвенник, и другие решили пойти на них войной. Но прежде послали священника Елеазара и начальников, вспомнив ситуации с Аханом и Фегором (Чис.25:1-9). Но в этой ситуации всё закончилось мирно и, хотя здесь явно об этом не говорится, есть большая вероятность того, что устроить военный поход решил Иисус Навин, но перед этим всё-таки сначала решил узнать волю Божью, послав священника, который и был поставлен Богом через Моисея, чтобы возвещать волю Божью (см.начало п.3 статьи). В общем, можно эту ситуацию назвать успешно выученным уроком Иисуса Навина, который преподал ему Господь.
Заканчивая наше небольшое исследование о том, как Господь осуществлял Свою волю во времена Иисуса Навина, отметим несколько знаменательных событий его служения, которые являются символами силы Божьей.
1. Переход через Иордан – сила Бога над природой.
2. Падение стен Иерихонских – сила Бога над людьми и их делами.
3. Остановка солнца и луны над Гаваоном и долиной Аиалонской (Нав.10:12-14) – сила Божьей любви к людям, взывающим о помощи.
Рассмотрим, как служение Иисуса отразилось на избранном народе Божьем. Если смотреть совсем широко, то времена Иисуса Навина отражают одну из сторон личности Иисуса Христа (Бог для одного человека, Бог для семьи, Бог для народа, пророк, воин, судья и царь – книги от Бытия до Летописей). И эту роль можно было увидеть с самого первого упоминания об Иисусе Навине в избрании на битву с Амаликтянами.
Если смотреть уже, то Иисус Навин был очень ревностным и точным исполнителем данных ему поручений, о чём говорит его выступление перед недовольными израильтянами вместе с Халевом, благословения и проклятия на горах Гаризим и Гевал (Нав.8:30-35), устроение городов-убежищ, в общем, Господь через Иисуса Навина исполнил то, что обещал (о чём мы читали выше).
И своеобразное завещание Иисуса Навина, о котором говорится в последних главах одноимённой книги является исполнением повелений Божьих, он, призвав старейшин, говорит о делах Божьих (Нав.23:3), призывает быть верными Богу (Нав.23:6-8), любить Его (Нав.23:11), предупреждает о последствиях отступничества (Нав.23:12-16), повторяя, что Бог со Своей стороны все обещания исполняет.
Затем Иисус Навин произносит проповедь о том, что Бог делал от Авраама до того дня и опять призывает к повиновению и служению Богу. Три раза Иисус предлагает выбор сынам Израиля, кому служить, говорит о ревности Господа, предупреждает, а также говорит о решении личном для себя и своей семьи (Нав.24:15). Конечно, он помнит, что ему говорил Моисей о предательстве народа позже, но, тем не менее, заключает завет, поставив в свидетели камень (Нав.24:27). И этот образ камня, – это также прообраз Христа (Лк.20:17-18, Пс.117:22-23), Который заключил Новый Завет со всем человечеством.
И вдохновляющим итогом служения Иисуса Навина было то, что “…служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю…” (Нав.24:31). Бог избрал великолепное орудие для исполнения Своей воли, и его смирение, которое росло с годами послушания, позволило этому произойти.
Итак, мы вкратце рассмотрели то, что сказано в Библии об Иисусе Навине, вы можете сами рассмотреть подробнее эту историю, прочитав книги Исход, Числа, Второзаконие, книгу Иисуса Навина, послание к Евреям (особенно Евр.4:8), чтобы увидеть, что Бог делал через этого человека, поучиться на его ошибках и победах в том, как служить Богу, чтобы плод нашей жизни был не менее вдохновляющий и угодный Ему.
Если Вам понравился данный материал, поделитесь им (ссылки ниже), изучайте Писание, делитесь верой, подписывайтесь на обновления, чтобы получать новые материалы!
Можете поддержать проект через виджет слева или в разделе “Помочь проекту“.
Возникающие вопросы и предложения направляйте через форму для связи.
[wd_contact_form id=”7″]