Подумаем сегодня о том, о чём Иисус говорил в последние дни и что Он делал. Сначала прочитаем текст, который закрывает большое учение о последних днях.
“Наблюдайте же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились хмелем и опьянением и заботами житейскими, и чтобы не настиг вас внезапно день тот, как сеть. Ибо найдет он на всех живущих по лицу всей земли.
Бодрствуйте же, постоянно молясь, чтобы быть в силах избежать всего этого, имеющего наступить, и стать пред Сыном Человеческим.
Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеон, и весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.“
(CAS Лук 21:34-38)
Здесь говорится о двух действиях, которые должны быть неотъемлемой частью жизни любого христианина, потому что никто не знает, когда наступит последний день.
Во-первых, нужно наблюдать за собой, здесь употребляется возвратное местоимение, которое нужно перевести “за самим собой”. Очень важно помнить, что прежде всего человек отвечает перед Богом лично, на собственной праведности он должен быть сосредоточен. Глагол προσέχετε (просЭхете, здесь переведено как “наблюдайте”) имеет значения “остерегайтесь, обращайте внимание и посвящайте себя”. Все три эти действия важны в свете последних дней, мы должны бояться согрешить, мы должны быть внимательны к своим словам, мыслям и делам, а также должны совершать волевое усилие для служения Богу (Рим.12:1-2). А дальше мы читаем, почему нужно осуществлять контроль над собой – чтобы сердца не стали отягчёнными (букв.“были под бременем, утяжелились”) от “хмеля, опьянения и житейских забот”. Если с заботами более-менее понятно, об этом Иисус учит в Нагорной проповеди (Мф.6:33-34), то с хмелем и пьянством нужно разобраться.
“Хмель” (букв. “похмелье”, в синод.пер.“объядение”) может быть не только от буквального употребления спиртных напитков накануне, которое имеет последствия в виде болящей головы и общего тяжёлого состояния организма, но и от других грехов, в которых человек не исповедуется и не меняется. “Солнце да не зайдет в гневе вашем…” (Еф.4:26), – учит апостол Павел, в Откр.14:9-12 говорится о вине ярости Божьей, которое будут пить нечестивые. Чтобы не выпить этого вина, нужно не пить чашу гнева вина собственного, а если и не удержимся, то очищать себя, чтобы не мучиться гневным похмельем.
Иисус Христос говорит эти слова, потому что всех настигнет последний день, но чтобы он не стал “сетью” (букв.”ловушкой, силком”), мы должны постоянно напоминать себе об этом и действовать соответственно. В Ин.5:24-29 говорится, что верующий в Иисуса Христа имеет жизнь вечную, а вера эта проявляется в слушании слов Его и в послушании им.
Слово “пьянство” (см.также Рим.13:13, Гал.5:21) обозначает неумеренная деятельность, которая затуманивает разум и порабощает человека. Здесь кроме буквального употребления нужно понимать любую зависимость, которая обладает подобными свойствами – еда, игры и другие развлечения (фильмы, интернет, телевизор, радио, книги, музыка), работа, хобби и даже спорт. Сами по себе эти сферы жизни не являются греховными, но когда время, которое им уделяется и внимание, силы, которые на них тратятся, отнимается у того, что действительно важно перед Богом, – это становится грехом. Дело здесь только в собственном сердце, и человек должен сам себя оценить: порабощает ли какая-либо деятельность сердце, ставит ли что-то выше Бога.
Итак, в свете того, что последний день может наступить в любой момент, человеку нужно быть внимательным к своему сердцу и своим поступкам.
Во-вторых, необходимо бодрствовать, эта же мысль подчеркивается Матфеем (Мф.24-25) в частности притчей о девах, ждущих жениха, а также Марком (Мк.13). Глагол ἀγρυπνέω (агрупнЭо) обозначает в прямом смысле отсутствие сна, а в переносном – состояние готовности и незатуманенности сознания, что в свете последних дней и предыдущих слов о пьянстве и житейских заботах вполне обосновано.
Этому помогает постоянная молитва (“Дух бодр, а плоть слаба…” Мф.26:41), прошение Бога о милости и помощи в борьбе с грехами, мудрости в поступках и прославлении Бога. Это способствует к укреплению здесь и сейчас, глагол κατισχυω (катисхУо-здесь “чтобы быть в силах”) стоит в настоящем времени, что говорит о действиях, происходящих сейчас. Но цель, конечно, в том, чтобы избежать “ловушки” и быть с Христом в тот неизвестный никому кроме Него момент.
В 5-й главе 1-го послания Фессалоникийцам Павел пишет о похожей тематике, в частности, он говорит о неожиданности пришествия последнего дня (1Фес.5:1-4), также напоминает о бодрствовании и трезвости (1Фес.6-10), а также говорит о непрестанной молитве (1Фес.5:17), радости, благодарности, духовном укреплении, удерживании себя от зла и о заботе друг о друге.
Молитва, когда она постоянна, обличает нас в несовершенстве, мы понимаем, насколько сильно зависим от Бога, ведь это действительно так. Человек, ищущий Бога, действительно нуждается в Нём во всякое время, потому что греховная натура постоянно бывает искушаема, и только Дух Святой помогает её побеждать. В конечном итоге, целью всего этого должно быть желание быть с Христом (букв. “быть поставленным”) перед Ним, избежав заслуженного наказания.
Итак, Иисус учит, что мы должны побуждать себя к бодрости, а выражаться это должно в постоянном стремлении угодить Богу, молитве и укреплении силой Божьей.
Последние слова этой главы отражают то, о чём говорилось выше: как Иисус прожил последние дни перед Своей смертью – днём Он учил в храме, а ночи “проводил на горе”, на той самой горе, где Он будет немного позднее схвачен и оставлен Своими учениками, на той горе, на которой не смогли пободрствовать и помолиться с Ним самые близкие и преданные друзья. Он не спал, но молился, чтобы пройти весь путь до конца так, как угодно было Отцу, а последние дневные часы использовал, чтобы ещё рассказать о Царстве Божьем.
Подумаем о Нём и посмотрим на себя – хотим ли мы каждый день (и даже в выходные) вставать рано и молиться, изучать Писание и воплощать Его слова в свою жизнь; думаем ли мы о том, что каждый день может стать последним или откладываем покаяние и познание Бога на потом, когда уже не нужно будет столько времени уделять работе, семье и детям; исполняем ли заповеди с желанием или для нас это тяжёлая обуза?
Иисус до самого последнего дня здесь, на Земле был горячо предан Отцу, искал отношений с Ним и молился, а потом шёл к людям, чтобы потом, будучи взятым от земли всех привлечь к Себе (Ин.12:32-33). Будем учиться у Него!
Делитесь нашими материалами, подписывайтесь и заходите ещё!