История с Вавилонской башней поучительна по нескольким причинам, это не просто история о глупости древних людей, это актуальная история дней нынешних.
Во-первых, это история о плохих друзьях. В книге Притч 18:24 говорится о том, что желающий иметь много друзей негоден или бесполезен (синодальный текст вводит в заблуждение и породил неверное толкование этого отрывка – подробнее см. здесь). Об этом же говорит Павел в 1Кор.15:33, этот текст о том, что во все времена губило людей – дурные сообщества. Об этом же пишет Давид в Пс.1:1 – “совет нечестивых, путь грешных”, “собрание развратителей”. Очень важно не преклоняться под одно ярмо с неверными (2Кор.6:24), то есть, иметь мудрость и веру отказываться от дел, противоречащих воле Бога. Вам необходимо уметь выбирать как отдельных людей, так и сообщества этих людей, которые влияют на ваши убеждения, ощущения или мировоззрение. В современном мире это также интернет-сообщества, СМИ, фильмы, книги, музыка, театральные постановки, а порой даже место жительства (вспомните о Лоте и его жизни в Содомо-Гоморрской конгломерации).
Во-вторых, в тексте (в начале и конце этой истории) говорится о том, что у них был один язык (ивр.уста,речь,край,предел) и земля (эретс, то же слово в истории о сотворении мира). Дух Святой даёт понять, что людей связывали две самые сильные силы – сила совместной жизни (сила языка – см.Иак.3, Пр.18:21) и сила совместного владения (земля во все времена является символом богатства и власти). А сребролюбие – корень всякого зла (1Тим.6:10). Вероятно, некоторые из этих, живущих в Месопотамии людей, были против такой глупости, как бросать вызов Господу, вероятно жива была ещё память о потопе. Но трудно противиться, когда многие вокруг идут куда-то. С точки зрения современного человека очевидно, что вряд ли бы у них получится что-то стоящее, даже сейчас самые высокие здания из кирпича не превышают высоты 9-этажного дома, что уж говорить о тех временах. Недостаточно просто удаляться от дурных сообществ, необходимо разрывать те связи, которые многим кажутся естественными, любить Бога больше семьи, имущества и даже собственной жизни, чтобы жизнь отличалась святостью, и это было бы очевидно.
В-третьих, они захотели сделать себе имя самостоятельно, а лучше было бы, если бы Бог сделал это, как Он дал имя Адаму, Авраму и Симону рыбаку с Галилейского озера. Желание увековечить свои достижения, гордость житейская – это есть любовь к миру (1Ин.2:16). Самовосхваление ничтожно перед Богом (Гал.6:3), наивысшим вашим желанием должно быть угодить Богу (2Кор 10:17-18: “Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.”). Беспокойства по поводу репутации, положения в обществе, желание создать себе имя среди людей зачастую приводят к тому, что Бог уходит из списка приоритетов.
Итак, плохие люди и привязанность к мирским богатствам и ценностям приводит к дурным последствиям, история жителей Вавилона должен научить вас этому, как и следующие слова апостола Иоанна. Не стройте собственных вавилонских башен, угождайте Господу!
1Ин 2:15: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.”
Бытие 11:1-9: “На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.”
1Кор 15:33: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.”