Авимелех – первый царь в Израиле

В XIX английский историк и политик Джон Дальберг-Актон высказал свою самую известную мысль, – девиз всего современного государственного строительства: “Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно”[1]. Власть предрасположена к коррупции, и практически никакой человек не свободен от того, чтобы ей не злоупотребить. Для снижения негативных последствий этого свойства власти используется её ограничение, распределение полномочий среди множества различных людей с разными интересами, а также сменяемость власти. Лучшие представители рода человеческого, оказавшиеся на высших постах, со временем оказываются там же, где и худшие, и так было во все времена.

“Нет ничего нового под солнцем”[2], – писал мудрейший царь Соломон, который также страдал от неограниченной власти. Но он, как и многие другие пророки и святые, знали решение кажущейся неразрешимой задачи ограничения злоупотребления властью. В Библии мы видим множество положительных и отрицательных примеров правителей, которые могут стать полезным уроком для верующих в Единого Бога.

Первый царь в Израиле

Считается, что первым царём израильского народа был Саул из колена Вениамина, однако, уже во времена судей был человек, которого израильтяне поставили царём над собой и который царствовал некоторое время[3]. Звали его Авимелех[4], возможно, это было не его собственным именем, а просто титулом, обозначающем правителя.

Книга Судей[5] повествует о периоде жизни Израиля, описанном следующими словами:

“В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым”

(Книга Судей 21:25)

Эти слова повторяются несколько раз и в том числе находятся в конце всей книги, они подводят итог не только ужасной истории левита и его наложницы, но и состоянию израильского общества. Гражданские войны, набеги окружающих народов, моральное разложение, страх, боль и слёзы – вот неполный перечень бед, которые переживал Израиль. А причиной такого положения вещей было не отсутствие формального монарха, а отказ от единственного истинного Царя – Господа Бога.

Иисус Навин на горе Гевал

Но вернёмся к Авимелеху и временам его правления. Он был бастардом – незаконнорожденным сыном судьи Гедеона. У Гедеона было 70 детей от его многочисленных жён, но даже этого ему казалось мало, и он ещё имел и наложницу в Сихеме, от которой и родился будущий царь. Надо сказать, что Гедеону предлагали основать свою царскую династию, но он отказался.

И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян. Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами.

(Книга Судей 8:22,23)

После смерти Гедеона возник вакуум власти, которым поспешил воспользоваться Авимелех, заручившись поддержкой родственников своей матери и других жителей Сихема. Они взяли деньги из храма языческого бога Ваалверифа, которому в то время поклонялась часть израильтян. На эти деньги была создана наёмническая армия из “праздных и своевольных людей”[6], которые устроили резню в доме Гедеона. Во время этого побоища были убиты “семьдесят сынов Иеровааловых[7] на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что он скрылся[8]. Запомните эту деталь с камнем, мы вернёмся к ней позднее, а сейчас немного о месте действия.

Сихем – важное место в истории Израиля

Город Сихем располагался между горами Гевал и Гаризим, неподалёку от Самарии, в Северной части Израиля на землях сынов Иосифа – Ефрема и Манассии. Он был отдан в пользование левитам, был городом-убежищем, в который мог убежать невольный убийца, чтобы спастись от мести родственников убитого. На этих землях, купленных Авраамом, располагались гробницы знаменитых предков израильского народа. Иаков пережил здесь трагические события, связанные с насилием над его дочерью Диной и истреблением мужского населения Сихема его детьми – Симеоном и Левием. Здесь своими братьями был схвачен и продан в египетское рабство Иосиф. Позднее здесь стал царём Ровоам, жил царь Иероваам. В книге пророка Осии говорится о священниках, которые убивают на дороге в Сихем[9]. Здесь же находится Сихарь – город, возле которого Иисус встретился у колодца Иакова с самарянской женщиной, которая своей проповедью о Нём обратила весь город к Господу[10].

Вид на Сихем с горы Гаризим

Отдельно стоит упомянуть горы Гевал и Гаризим – здесь в начале правления Иисуса Навина, после победы над жителями Гая во исполнение повеления Господа, были прочитаны слова благословения и проклятия[11]. Непосредственно перед смертью Иисуса Навина и началом эпохи Судей между Богом и израильтянами в Сихеме[12] был заключён завет. Предводитель израильтян, как и Моисей, знал, что израильтяне отступят от Бога после его смерти, для напоминания была даже специально написана песня[13].

Земли вокруг Самарии и Сихема от разделения Израиля на Северное и Южное Царство и вплоть до времён Иисуса Христа стали символом отступления от Бога. Самаряне построили свой храм, придумали своего бога и находились в конфронтации с жителями южного царства во главе с Иерусалимом.

Здесь важно помнить, что Гедеон, отец Авимелеха – это первый судья, к деятельности которого есть определённые претензии. Во-первых, у него были многочисленные жёны и наложницы, которые были нарушением плана Бога для семейных отношений. Ни один из героев библейского повествования, имевший много жён, не имел хороших отношений в семье – с жёнами и детьми. Во-вторых, что гораздо важнее, Гедеон, который избавил Израиль от Мадианитян, создал идола, который стал “сетью Гедеону и всему дому его”, а также и всем израильтянам, которые стали “блудно ходить туда за ним”[14]. Дальше судьи будут всё хуже и хуже в духовном отношении, а кончится всё братоубийственной войной, похищением людей и непрекращающимся потоком насилия. Но начиналось всё с небольшого восстания незаконнорождённого потомка Гедеона.

Притча Иофама

Итак, в ключевом районе израильского царства того времени произошёл военный переворот и воцарился нечестивый правитель Авимелех. Однако, Господь всегда напоминает о себе, в данном случае его голосом стал единственный выживший потомок Гедеона – Иофам, обладающий говорящим именем[15]. Он, как и многие пророки, использует образный язык притчи. В ней деревья решают избрать себе царя, но кандидаты отказываются от своего назначения. Маслина, смоковница, виноградная лоза – символы плодородия ханаанской земли – говорят, что их предназначение – приносить пользу людям и богам[16]. И лишь терновник, который предназначен для растопки очага, соглашается стать царём, если дерева пойдут покоиться под его тенью. Терновник, обозначающий Авимелеха – это символ бунта против божественного порядка вещей, и судьба его такова же, как и всех восстающих против Творца – огонь божьего гнева. Как терновник не может никого успокоить в своей тени, так безбожный правитель не избежит осуждения за свои злодеяния.

После притчи Иофам произносит проклятие как на царя Сихема, так и на его жителей – взаимное уничтожение и бесславная гибель. Особенно это важно, потому что гора Гаризим, на которой находился божий пророк, была предназначена для благословений, на ней ежегодно должен был читаться закон Моисеев. Всё пошло не так по одной причине – вместо истинного царя – Бога – люди захотели своего царя – родственника. И это имело разрушительные последствия, а человек Божий Иофам убежал и прятался от своего брата на юге, в Беере.

Злой дух от Бога

Три года Авимелех “царствовал над Израилем”, и жители Сихема восстали против него. Вероятно, царь-самозванец даже за такой короткий срок успел наломать дров. Это могло стать причиной недовольства, но что точно известно и записано в Писании – Бог послал “злого духа”, который посеял раздор между людьми.

“И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху…”

(Книга Судей 9:23)

Этот текст сложно понять, особенно если вспомнить, что “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого”[17]. Однако, в текстах Ветхого Завета есть три истории, в которых прямым текстом говорится о злом духе, а также о том, что его деяния происходят при непосредственном божьем участии. Первая здесь, в 9-й главе книги Судей, вторая история рассказывает о первом помазанном царе Израиля, Сауле, от которого отступил Дух Господень и которого стал возмущать злой дух от Господа[18]. Если в истории с Авимелехом для обозначения Божьего участия используется менее сильное “Элохим” (Господь), то в истории с Саулом более однозначное “Яхве” (Сущий). Наконец, последняя история о царе Ахаве, к которому Бог посылает духа лживого, который обманет пророков при дворе царя. Единственный настоящий пророк Михей расскажет подробности небесного совета, на которым выбирался дух, который будет осуществлять миссию обмана.

Все три правителя в итоге умерли позорной смертью – Авимелех умер от камня, который на его голову сбросила женщина во время осады города Тевец. Оруженосец царя по его просьбе добил его, чтобы люди не говорили, что его убила женщина. Саул был смертельно ранен и тоже просил оруженосца добить его, “чтобы не пришли эти необрезанные…и не издевались…”[19], тот не хотел, и Саул пал на свой собственный меч. Ахав погиб от потери крови в результате ранения от случайно выпущенной стрелы.

Саул пытается убить Давида

Все три правителя творили ужасные дела – Саул преследовал Давида и убивал его сторонников, Авимелех начал правление с массового убийства родственников, Ахав вместе со своей женой Иезавелью, имя которой стало синонимом идолопоклонства и противления Богу, убил невинного человека ради виноградника, пытался убить Илию пророка, насаждал идолопоклонство, делал много других ужасных дел.

Эти люди, подобно египетскому фараону, сначала сами выбрали неверный путь, а потом получили наказание от Бога – ожесточённое сердце, злых духов, духов лжи в устах пророков, – чтобы суд Божий состоялся над ними и их делами.

Бог может допускать совершаться злу, но это не значит, что Он одобряет зло или, тем более, его творит. Действие сил зла попускается до времени, иначе необходимо было бы уничтожить весь мир вместе с носителями зла – людьми. В Евангелии мы читаем, что Иисус даёт власть над нечистыми духами, что означает наличие у Него этой власти. Более того, в 12-й главе Евангелия от Матфея есть притча об изгнании и возвращении нечистого духа вместе с другими злыми духами по причине небрежения человека о собственном духовном состоянии. Злые духи никогда не смогут войти в человека или противостоять ему, если только он сам не будет впускать их.

Гибель Авимелеха и уроки для вероотступников

Злой дух возмущает людей, и они поднимают восстание. Гаал, сын Еведов, вместе с братьями пытается склонить жителей Сихема выступить против Авимелеха. Однако, правитель города Зевул тайно сообщает о восстании и выгоняет повстанцев из города. Около городских ворот гибнет много народа, но сам город остаётся ненадолго в безопасности. Через некоторое время Авимелех, воспользовавшись удобным случаем, нападает на Сихем и уничтожает его, “засеяв солью”. После уничтожения города он заживо сжигает около тысячи мужчин и женщин в башне капища Ваал-Верифа. После этого он пытается осадить близлежащий Тевец, но получает смертельное ранение от сброшенного женщиной камня и умирает от руки своего оруженосца.

Помните, как были убиты братья Авимелеха? Как мы писали ранее, они погибли “на одном камне”. Одним же камнем был убит “первый царь Израиля”. Иисус Христос – Бог и краеугольный камень всего творения, говорит, что непокоряющиеся Слову Божьему будут спотыкаться об этот камень, а на кого он упадёт, того раздавит[20] (о символизме образа камня и связи с Христом можно прочитать на нашем сайте[21]). Авимелех поднял восстание, понадеявшись на кровные связи, презрев Божьи постановления, но жажда власти погубила его всего за три года.

Надо сказать, что ещё один незаконнорожденный сын – Иеффай – сын Галаада и блудницы при всех своих недостатках стал законным судьёй Израиля. Хотя он совершил ряд неприглядных поступков, остался в истории Израиля положительным персонажем.

История Авимелеха неожиданно всплывает во время одного из самых тяжких падений царя Давида – греха с Вирсавией. Военачальник царского войска Иоав вспоминает историю несостоявшегося царя, чтобы смягчить гнев своего правителя, устроившего позорный заговор против одного из своих лучших воинов, чтобы завладеть его женой.

Во все времена правители будут стараться захватить как можно больше власти и удержать её как можно дольше. Ради этого они будут готовы на самые ужасные преступления. Но не только они, но и каждый человек склонен к тому, чтобы восставать против Бога и установленного им порядка вещей. Каждый хочет быть хозяином своей жизни вместо того, чтобы отдать свою жизнь вместе со всем остальным и стать учеником Иисуса Христа[22]. Можем ли мы выстоять в войне с Царём Богом, можем ли мы построить башню нашей жизни, не имея материалов? Конечно, нет, но всё же мы пытаемся и пытаемся, если только не понимаем, что жизнь наша в Его руках, и всё, что от нас требуется – это вера, надежда и любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему, искренняя забота о нуждающихся и стремление угодить Господу, исполняя Его заповеди. И заповеди Его не сложно исполнять, ведь Он Сам нам помогает. А все правители,  цари и народы однажды поклонятся Господу, признав Его первенство, лишь бы не слишком поздно, когда уже ничего нельзя будет изменить.

[1] Power tends to corrupt, and absolute power corrupts absolutely (англ.)

[2] Книга Екклесиаста 1:9

[3] Книга Судей 9:22

[4] Буквально “отец царя”

[5] Инфографика по книге Судей на английском: https://youtu.be/kOYy8iCfIJ4

[6] Книга Судей 9:4

[7] Т.е.Гедеоновых

[8] Книга Судей 9:5

[9] Осия 6:9

[10] Евангелие от Иоанна 4:5-42

[11] Книга Иисуса Навина 8:30-35

[12] Книга Иисуса Навина, глава 24

[13] Книга Второзаконие 31:24-32:1-43

[14] Книга Судей 8:27

[15] Буквально “Господь справедлив”

[16] “Элохим” (боги, бог, господа)– обычно в подобном контексте обозначает божественный совет духовных существ, который помогают Богу управлять землёй

[17] Послание Иакова 1:13

[18] 1-я книга Царств 16:14 и до 19-й главы

[19] 1 книга Царств 31:3-4

[20] Евангелие от Матфея 21:44, от Луки 20:18

[21] https://jcml.ru/2016/09/11/iisus-xristos-kamen/ и https://zen.yandex.ru/media/jcml/kraeugolnyi-kamen-very-5a80595a830905800495fd00

[22] Евангелие от Луки 14:26-33

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.