Библейские истории могут вызывать множество вопросов у современного человека, поэтому очень важно понимать не только факты, но и символическое значение каждой истории или персонажа в Библии. Особенно важно это делать, если речь идёт о ветхозаветных книгах и, в частности, о Пятикнижии Моисея. Некоторые считают, что наиболее сложными текстами являются те, которые находятся в первой книге Библии – Бытие – и тому есть веские основания. Культурные различия настолько велики, что даже читать эти тексты тяжело, а тем более их понимать и применять в своей жизни.
Несомненно, ключевым персонажем Ветхого Завета является Авраам – человек, которому Бог обещал, что в нём «благословятся все племена земные»[1], человек, которому его вера вменилась в праведность[2], родоначальник израильского народа и ряда других народов. Обстоятельства его жизни важно изучать, чтобы понимать, как и во что верить, чтобы угодить Богу. Конечно, как и любой человек, этот праведник совершал ошибки, но, тем не менее, Богу он в итоге угодил, а это самое важное.
Сегодня мы посмотрим на одного человека, тесно связанного с Авраамом, о котором мало, что известно. Это Хеттура, которая в книге Бытие названа его женой.
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.
(Книга Бытие 25:1)
Многие, кто хотя бы что-то слышал об Аврааме, наверняка слышал о его жене Сарре, гораздо меньшее количество сможет вспомнить об Агарь, служанке Сарры, от которой у Авраама родился Измаил. Но про Хеттуру мало, что известно, в Библии она упоминается всего дважды – в 25-й главе книге Бытие и в 1-й главе книги Паралипоменон.
Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан. Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все эти сыновья Хеттуры.
(Первая книга Паралипоменон 1:32-33)
При прочтении этой главы можно заметить две особенности, связанные с детьми Авраама. Во-первых, Хеттура здесь названа «наложницей» (напомним, в книге Бытие она названа женой). Во-вторых, при упоминании Измаила его мать, Агарь, вообще не упоминается. Более того, во всей огромной родословной, начинающейся от Адама, нигде не говорится про матерей или жён кроме случая с Хеттурой. Даже Сарра, первая жена Авраама в этих родословиях не упоминается, а имя Хеттуры употребляется дважды. На языке оригинала Ветхого Завета двойное употребление какого-либо слова означало усиление его значения[3], соответственно, Хеттура – важный человек в библейской истории.
Сыновья Авраама: Исаак и Измаил. Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам…
(Первая книга Паралипоменон 1:28-29)
Попробуем разобраться, кто эта женщина и что символически означает её появление в библейском тексте. Первое, что стоит отметить – это то, что упоминание о ней кажется совершенно нелогичным. 25-я глава идёт сразу после упоминания о смерти Сарры[4], которой было 127 лет, её погребении и успешном поиске жены для сына Авраама, Исаака – Ревекки[5]. Если предположить, что в 25-й главе упоминаются события хронологически происшедшие после того, о чём написано в 23-й и 24-й главах, Аврааму на момент «взятия в жёны» Хеттуры было не менее 137 лет[6]. Если на момент зачатия Исаака Аврааму было около 100 лет, и Библия называет его «омертвелым»[7], то как через почти 40 лет после этого он смог стать отцом ещё 6 сыновей (а, возможно, были и дочери, о которых в родословных часто не говорится).
Второй странностью этой женитьбы и последующего деторождения является то, что впоследствии он всех своих сыновей, рождённых от наложниц, отсылает на восток[8] с подарками, а всё наследство отдаёт рождённому от Сарры Исааку.
Наконец, непонятно, почему Хеттура сначала называется женой, как и Сарра, потом через несколько стихов её дети вместе с Измаилом, рождённым от Агари – это дети наложниц. И в родословии в начале 1-й книги Паралипоменон она тоже упоминается как наложница.
Блаженный Иероним Стридонский, создатель латинского перевода Ветхого Завета, знакомый с еврейскими толкованиями этой истории, считает, что Хеттура и Агарь – это одно и то же лицо. И Авраам взял её в жёны после смерти Сарры по двум причинам: во-первых, так как при жизни Сарры это было бы немыслимо, во-вторых, потому что она стала духовно сильной, поэтому и получила новое имя, обозначающее «связанная» или «соединённая». Однако, эта версия, судя по всему, ошибочна, потому что, как мы упоминали выше, Авраам отсылает на восток детей наложниц (множественное число), а в родословии в книге Паралипоменон Измаил, сын Агари, отделяется от сыновей Хеттуры.
Чтобы разобраться, посмотрим один текст из Нового Завета, который вносит некоторую ясность.
Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
(Послание к Галатам 4:21-26)
Апостол Павел упоминает о двух сыновьях – первого сына, рождённого от наложницы Агарь, Измаила; и второго сына, рождённого от свободной женщины Сарры, Исаака, который есть сын обетования. При этом апостол ничего в этом месте не пишет про сыновей Хеттуры словно их и не было. Нам снова не хватает каких-то важных деталей, чтобы понять эту ситуацию. Если углубиться в библейскую историю, можно вспомнить, что во время потопа спаслись Ной, три сына[9] и их жёны.
Так вот, Сарра, как и Авраам, были потомками Сима[10], Агарь, Египтянка, происходила из рода Хама (также от него произошли жители Вавилона, Ниневии, Содома и Гоморры, такие народы как Филистимляне, Аморреи, Иевусеи и прочие известные своими грехами). Из этого делается предположение, что Хеттура является потомком третьего сына Ноя, Иафета. Таким образом, Авраам через своих детей от этих трёх женщин благословил всё послепотопное человечество. Более того, от Хеттуры, в частности, произошли мадианитяне, а Моисей, который сбежал из Египта, земли потомков сына Хама – Мицраима[11], взял в себе жёны дочь мадиамского священника Иофора – Сепфору, которая через родственные связи являлась потомком Авраама, как и все израильтяне.
Теперь, что касается статуса жены и наложницы. Согласно изначального Божьего плана человеку предполагалось иметь одну жену, поэтому Сарра – единственная жена, которую по этому правилу можно назвать женой. Однако, согласно закону, данному позже через Моисея, формально человек имел право взять себе в жены женщину после смерти первоначальной жены[12]. Закон был дан «по причине преступлений»[13], как «детоводитель»[14], как временная мера, призванная оградить людей от развращения. Хеттура, таким образом, по первоначальному закону наложница, но по милости и снисхождению, по временному закону – жена. Это временное состояние прекратилось, когда нужно было выполнить обетование, данное Аврааму об Исааке – передать ему всё наследие отца. Это может показаться несправедливым и даже жестоким, как и в ситуации, когда Агарь со своим сыном по просьбе Сарры были выгнаны в пустыню. Но символически это означает восстановление изначального Божьего плана для людей, чтобы муж и жена были единственными супругами друг для друга навсегда.
Апостол Павел в Послании к Галатам говорит о двух заветах – новом завете через Мессию (Христа), символом которого является сын Сарры – Исаак; и о старом завете через Моисея, символом которого является сын Сарры – Измаил. Те израильтяне, которые не приняли Христа, или те, кто пытался достичь праведности через исполнение закона, даже будучи в христианской церкви – это объект наставлений Павла. Он предупреждает, что такие люди пожнут погибель в отличие от тех, кто будет стремиться развивать плод Духа[15]. Но не стоит забывать и о том, о чём Павел не пишет в этом месте Послания к Галатам, но не раз упоминает в других своих текстах. Речь идёт о язычниках, которые также призваны к тому, чтобы получить вечную жизнь и стать благоуханием для Бога.
Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы — Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих…
(Второе послание к Коринфянам 2:14-15)
Здесь стоит добавить, что имя Хеттура происходит от примитивного корня «катар» (ивр.), который переводится как «сжигать благовоние». Тогда всё встаёт на свои места – сын Сарры символизирует израильский народ, которому Бог первому открывает путь к себе и который сохраняет отношения с ним, сын Агари символизирует тех израильтян, которые выбрали путь закона и потеряли живые отношения с Богом. Сыновья же Хеттуры – это многочисленные языческие народы, изначально не имеющие ни отношений с Богом, ни закона от Бога. Авраам же символизирует Христа, через которого все эти люди, приняв веру, могут примириться с Создателем и обрести вечную жизнь. Подробнее об этом мы читаем в Послании к Римлянам:
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною». «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре».
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».
(Послание к Римлянам 9:22-33)
Невозможно с уверенностью сказать, намеренно ли Авраам взял в себе в жёны Хеттуру, было ли это прямое повеление Божье, но когда Дух Святой через пророков писал Священное Писание, то упомянул про неё. Её дети и она сама стали прообразами тех событий, которые произойдут спустя тысячи лет после них. И всё это подтверждает, что у Бога прежде создания мира и людей были намерения во благо, а не на зло, чтобы дать нам будущность и надежду[16].
[3] Например, чтобы сказать «очень красивый» на иврите нужно написать «красивый, красивый»
[4] 23-я глава книги Бытие
[5] 24-я глава книги Бытие
[6] Авраам был старше Сарры на 10 лет – Быт.17:17
[8] Быт.25:6. Кстати, в этом тексте Хеттура называется наложницей
[9] Сим, Хам и Иафет
[11] На иврите Египет называется Мицраим